Один из самых загадочных объектов культурного наследия Нижегородской области - замок Оболенских - расположен примерно в 150 км к востоку от Нижнего Новгорода в поселке Красная Горка Воротынского района. По каким-то необъяснимым причинам этот уникальный объект оказался вытесненным на задворки исторической памяти.
Загадка имени и фамилий
Реестр загородных усадебных комплексов Нижегородской области не содержит даже имени-отчества владельца замка (в реестре он числится как "усадьба Оболенских"). Местные жители, не привыкшие копаться в истории (для этого занятия у них есть сады-огороды), приспособили архитектурно-парковый комплекс для проведения досуга со всеми вытекающими отсюда последствиями. Интерес к замку проявляет лишь новое поколение кладоискателей и охотников за привидениями, но точных сведений нет даже у них. Интуитивно чувствуя, что именно полное имя владельца "усадьбы Оболенских" является ключом к раскрытию тайн и загадок этого замка, Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры "Дать понять" в рамках проекта "Места памяти" провел собственное расследование.
Итак, кто же такие Оболенские? Это знаменитый княжеский род - одна из ветвей князей Черниговских. Внук князя Михаила Черниговского, князь Константин (13-е колено от самого Рюрика), получив в удел город Оболенск, и стал родоначальником Оболенских. Начиная с князя Сергея Александровича, старший из потомков стал носить соединенную фамилию Оболенских-Нелединских-Мелецких. Князю было дозволено принять фамилию матери - Нелединских-Мелецких - в связи с тем, что ее древний дворянский род выходцев из Польши угас. Сергей Оболенский-Нелединский-Мелецкий был женат на правнучке великого полководца Александра Суворова Наталье Мезенцевой. В этом браке родилось трое сыновей: Владимир, Валериан и Платон.
Именно Платон Оболенский-Нелединский-Мелецкий (1850 - 1913 гг.) и стал владельцем нижегородского имения в Красной Горке. Во время поездки из Нижнего Новгорода в Курмыш князь Оболенский был очарован красотами Нижегородской губернии. Особенно его впечатлили просторы "демидовской вотчины" - нижегородской ветви известного рода заводчиков Демидовых, место, где река Имза впадает в Волгу. Выкупив это поместье у Демидовых, князь начал строительство фамильного замка. По его замыслу, он должен был переходить по наследству старшему из потомков вместе с фамилией Оболенских-Нелединских-Мелецких.
Князь Оболенский строил в Красной Горке именно замок. И дело не столько в модном тогда увлечении средневековой архитектурой, сколько в общепризнанном мнении, что замок в живописном месте - отличная декорация для отдыха царственных особ. Такой декорации не хватало Оболенскому, планировавшему породниться с самим императором. А планам этим было суждено сбыться: в 1916 году дочь императора Александра II светлейшая княжна Екатерина Юрьевская стала женой его сына Сергея.
Расцвет Красной Горки
Унаследовав после смерти отца имение в Красной Горке, Сергей Платонович создал в нем идеальное хозяйство. Князь Оболенский не видел смысла противиться техническому прогрессу: сам он был обладателем единственного автомобиля в уезде и поместье свое обустраивал по последнему слову техники. Так, замок отапливался системой калориферных печей. С помощью технических приспособлений вода поступала в специальный резервуар в юго-восточной башне замка из родника, расположенного у подножия горы. Из этого резервуара вода распределялась по всей усадьбе, включая фонтан в великолепном парке с уникальными посадками лип, туи, дуба и голубых елей. Продумана была и система канализации.
Когда-то поместье с хутором в 16 десятин земли было хорошо организованным хозяйством с конным и скотным дворами, каретниками, молотильными сараями, оранжереями, садом, огородами и теплицами. Из хозяйственных построек усадьбы сохранились кузница, ледник, водонапорная башня, служебный корпус. Все они выполнены в рациональном "кирпичном" стиле.
К сожалению, насладиться достижениями своего хозяйства в Красной Горке князю Оболенскому так и не удалось. Сначала - Первая мировая война (Сергей Платонович служил в кавалергардском полку), потом - революция. В 1918 году на базе имения Оболенских было создано отделение совхоза "Отрадное", а князю Оболенскому предстояло проявить себя на другом континенте - в Америке.
"Кот в сапогах" прославился как коллекционер
Эмигрировав в США, Сергей Платонович не собирался уходить в тень. В 1924 году он расторг свой брак и сразу же женился на Эллис-Мюриэль Астор, дочери миллионера Джона Джейкоба Астора IV. Хотя отношения с Эллис-Мюриэль исчерпали себя уже через восемь лет, Сергей Оболенский крепко стоял на ногах благодаря работе в гостиничном бизнесе, принадлежавшем семье Астор.
Но по-настоящему звездный час Оболенского наступил в 1943 году. Во время Второй мировой войны подполковник Управления стратегических служб США Сергей Оболенский успешно провел операцию под кодовым названием "Кот в сапогах". В сентябре 1943 года, вскоре после свержения Муссолини, Оболенский, высадившись на Сардинии с отрядом из трех человек, вошел в контакт с генералом Бассо, командовавшим итальянскими силами на Сардинии, и, передав ему специальные сообщения от Эйзенхауэра, итальянского короля и маршала Бадольо, уговорил его перейти на сторону союзников.
Уже после войны Сергей Оболенский достиг вершин и в гражданской карьере: в 1958 году стал вице-председателем совета гостиничного холдинга Hilton Hotels Corporation. В 1971 году Оболенский женился в третий раз на Мэрилин Фрейзер Волл и последние годы своей жизни провел в богатом пригороде Детройта - Гросс-Пойнт. Прославился Сергей Платонович и как коллекционер. К огромному разочарованию кладоискателей в Нижегородской области, после смерти Оболенского в 2008 году в детройтской галерее Du Mouchelle была выставлена на продажу принадлежавшая ему коллекция предметов искусства.
Галина ФИЛИМОНОВА.
Между тем
Благородные развалины
Фамильный замок Оболенских в Красной Горке почти разрушен. Сначала его заняла контора совхоза, затем - Дом культуры, потом - библиотека. В 1990-е годы, когда замок сдали в аренду горе-предпринимателю, прошел слух, будто князь Оболенский собирается в Россию с целью вернуть свое имущество. Следствием такого предположения стал поджог. На сегодняшний день перекрытия в доме отсутствуют, повреждена терраса западного фасада, полностью обрушена крыша, перестал функционировать фонтан. Оконные и дверные проемы частично заложены кирпичом. На стенах дома видны глубокие трещины. Однако и сейчас "усадьба Оболенских" впечатляет образом замка-крепости. Поражает также и расположение замка на откосе Имзы с великолепными видами на пойму реки с ее впечатляющими далями и живописными панорамами. Такие виды не снились ни Астору, ни Хилтону…