Корреспондент "НН" долго выбирался из окутанной пеплом старушки-Европы.Каждый раз, когда я смотрела новости о застрявших за рубежом туристах, думала, что со мной-то точно не произойдет ничего подобного. В конце концов, я однажды выиграла радиоприемник с фонарем, а на прошедший Новый год мы с мужем улизнули из Праги аккурат за день до того, как всю Европу завалило снегом. То есть то, что я везунчик, было для меня очевидным фактом. Поэтому в Италию я отправилась с легким сердцем.
Страшная весть от Саныча
Восемь дней пролетели как прекрасный сон. Италия вообще располагает к полной расслабленности. Даже когда рванул вулкан с непроизносимым ни по-русски, ни по-итальянски исландским названием, жители Апеннин переживали совсем по другому поводу. Новости на местных каналах были забиты похоронами местной телезвезды Раймондо Вианелло. Вместе со своей супругой Сандрой Мондаини он в свое время играл в сериалах о семейной жизни, его всенародно любимый персонаж был кем-то вроде Гены Букина.
Первым из русских, живущих в отеле в городке Римини, где мы с мужем обосновались на время отдыха, узнал об извержении исландского вулкана Саныч - 46-летний фармацевт, прибывший сюда одновременно с нами по той же экскурсионной программе. И вот накануне отлета он по собственной инициативе решил посетить Помпеи. Гуляет, значит, Саныч по развалинам сожженного Везувием города. И тут над толпой туристов шелестит: "Вулкан… Извержение…" Друг наш пережил несколько незабываемых минут. Пока разобрались, о каком вулкане идет речь. Поэтому все последующие наши сложности Саныч переносил стоически. Ведь он уже представлял себя откопанным потомками рядом с древними жертвами Помпей…
Со словами: "Страшную весть принес я в твой дом, Надюха!" - Саныч ворвался вечером в отель. Мы с мужем к тому времени вернулись с морского побережья, на котором я лила слезы, целовала камни и стонала: "Прощай, Адриатика!" В ту же минуту вся наша российская община отправилась на тот же берег обсуждать создавшуюся ситуацию и звонить туроператору. "Ну, здравствуй, Адриатика!" - сказала я, глядя на море, но в голосе моем уже не было никакого восторга и пафоса.
Русские не сдаются!
Суббота. Российские представители туроператора в Италии пребывали в полной растерянности. Никаких указаний им от московского руководства не поступало. Их телефоны молчали намертво.
Мы, маленький отряд из 14 человек решили, что не посрамим родину и не будем впадать в панику. Поэтому начали ржать над ситуацией, как троянские кони. Правда, время от времени чей-нибудь смех переходил во всхлип. Но мы делали вид, что этого не замечаем.
Что тревожило больше всего? Конечно, отсутствие денег. Отдых подошел к концу, и в карманах гулял ветер с побережья. Запасены были сухие макароны в подарок родственникам. Грызть их несколько дней (или недель - никто не знал точно) представлялось очень грустным. В такой ситуации можно воспользоваться популярной системой денежных переводов или быстро перебросить близким некоторую сумму с банковской карты на вашу. А перевод на карточку из банка займет пару дней.
В воздухе запахло революцией…
Утром в воскресенье проснулись итальянские СМИ. "Европа парализата!" - гласили бегущие строчки в теленовостях - на фоне кадров из аэропорта Неаполя. Кстати, в отличие от других стран в аэропортах Италии к туристам, как потом выяснилось, проявили больше сочувствия.
Когда в воскресенье мы прибыли в аэропорт Римини, он был похож на лазарет - весь уставлен раскладушками, выданными туристам администрацией. В душном от большого количества перепуганных людей аэропорту мы просидели полдня. А потом аэропорт просто… закрыли. Туристы, кто оказался без гостиницы и без зала ожидания аэропорта, матерясь на своих языках, снимали гостиничные номера за свои кровные. В воздухе пахло туристической революцией с погромами и мародерством.
Наш оператор подсуетился и к вечеру расселил группу по второсортным отелям. Милая гостиница, в которой мы провели отпуск, уже была заполнена следующей партией отдыхающих. В новом жилище в нашем распоряжении была только холодная вода, вместо душа шланг и дырка в полу, а на завтрак - засохшее печенье и пакетики чая. Но мы не капризничали - все лучше, чем ничего или личные траты. Уходить куда-либо из отеля мы боялись - в любую минуту на ресепшн могли позвонить, сообщить последние новости и дать приказ на отъезд.
Чао, Италия!
К вечеру понедельника позвонила барышня из турагентства и сказала, что через 20 минут за нами придет автобус и повезет нас в город Бари, на юг страны, так как там наконец открылся воздушный коридор и якобы наш самолет уже вылетел из Москвы. Ехать в Бари предстояло 11 часов.
Дальнейшая тряска в автобусе до Бари по ночной Италии была уже ничто, главное - мы ехали почти домой! В аэробусе "Уральских авиалиний", который одним из первых мужественно прорвался к нам практически сквозь дым и пепел, я полистала журнальчик компании. В глаза бросилась фамилия директора - Скуратов. Ну что ж, у такого директора не забалуешь, дисциплина на уровне... Я помахала в иллюминатор: "Чао, Италия!"
Здесь вам не Рио
- Мы скучали по родине, но она встретила нас сурово. Просроченной ветчиной в привокзальном магазине на Курском и отказом администратора вокзала обменять нам пропавшие железнодорожные билеты. Как ни странно, несмотря на то, что и наш туроператор, и администратор аэропорта Домодедово заверили нас, что при отметке на обратном авиабилете, РЖД бесплатно поменяет нам купленные обратные билеты Москва - Нижний Новгород, этого не произошло.
- ЧП не по нашей вине, - отрезала суровая женщина в окошке.
- А как же слова правительства о том, что туристов, оказавшихся в форс-мажорной ситуации из-за вулкана, будут всячески поддерживать?
- Ничего не слышала, нам распоряжений не было. Железная дорога тут ни при чем, так что покупайте билеты.
На что покупать билеты людям, которые провели несколько лишних дней в чужой стране, администратор не подсказала. Ну, конечно, мы выкрутились, позвонили московской родне, деньги нам подвезли. Но, как говорится, осадок остался. В претенциозную комиссию РЖД мы написали заявление, приложив просроченные железнодорожные билеты и авиабилет с отметкой о задержке рейса. Рассматривать его, как сообщила дама с усмешкой, будут около месяца. Тем не менее телефон комиссии нам написала и копию с заявления предоставила. Телефон претенциозной комиссии, кстати, хронически занят…
Людмила МАЛЕЕВА.
Советы "НН"
- отправляясь за рубеж, всегда покупайте все страховки, в том числе от невыезда, именно из страховых денег покрывается плата за гостиницу в случае форс-мажора;
- к концу поездки имейте денежную "заначку";
- родным и близким оставьте данные своей банковской карты и паспортные данные, чтобы они могли сделать вам срочный денежный перевод;
- имейте при себе все номера телефонов туроператора, через которого покупали тур, и представителей за рубежом, и московского офиса;
- не стесняйтесь требовать к себе внимания, подчеркните, что обязательно оставите отзыв в прессе и в Интернете о качестве и профессионализме работы оператора в ситуации форс-мажора, отчего зависит его репутация и благосостояние;
- во избежание обмана имейте информатора в российском аэропорту - он подтвердит вам, отправился ли за вами самолет;
- в любом случае, если ваш невылет из страны обусловлен погодными катаклизмами, не спешите возвращаться домой во что бы то ни стало. Лучше быть дома позже, но остаться в живых.