Психиатры и психологи, работающие с правоохранительными органами, считают, что во всем мире телефонным терроризмом, как правило, занимаются подростки, чтобы сорвать занятия в школе или вузе, перенести контрольную работу или кому-то насолить. Но иногда пугающими звонками балуются и взрослые, и у них на это куда больше побуждающих причин. Это и развлечение, и месть бывшим работодателям, и просто психическая невменяемость - всего и не перечислить. В результате подобных действий хулиганов государство несет большие расходы, запуская механизм срабатывания служб экстренного реагирования. Но главное - население, которому и без того хватает нервных переживаний, испытывает дополнительный и ничем не оправданный шок.
Эта тема в очередной раз обсуждалась на выездном заседании оперативного штаба под председательством начальника Управления ФСБ по Нижегородской области Валерия Назарова. Первым пунктом в повестке дня стояло выполнение учений группы огневой поддержки по уничтожению террористов, которые якобы захватили на территории нашей области ядерный и радиационно-опасный объект. А вторым - как повысить эффективность профилактики и раскрытия преступлений, связанных с телефонным терроризмом.
Присутствовавший на заседании оперативного штаба заместитель губернатора Геннадий Суворов заметил, что в рамках деятельности областной антитеррористической комиссии во всех нижегородских учебных заведениях введены на постоянной основе дополнительные занятия. На них ребятам рассказывают, что бывает за заведомо ложные сведения об актах терроризма.
Прокурор Нижегородской области Валерий Максименко добавил, что в отношении всех подозреваемых по статье 207 УК РФ с учетом общественного резонанса телефонного терроризма в последнее время суды избирают, как правило, меру пресечения - заключение под стражу. То есть если кто-то решил таким образом подшутить и его в этом уличили, он может сразу готовиться к аресту! А затем, вероятно, и к сроку заключения - отнюдь не условному.
На это сразу вспомнилась фраза из знаменитого фильма: "Вот у нас с ними чикаются, а нужно как в Турции, в старину!.."
Что верно, то верно. В близкой нам во всех отношениях Украине за телефонные шуточки могут отправить в колонию не на три года, как у нас, а на все пять. А в Беларуси и вовсе на семь!
А уж про западные страны и говорить нечего. В США и Великобритании по всем федеральным законам угроза терроризма приравнивается к самому терроризму! И подростка не штрафуют, а сразу сажают в тюрьму или в лучшем случае приговаривают к испытательному сроку. И он трудится в поте лица под присмотром офицера, а с родителями ему разрешают видеться раз в неделю, а то и в месяц. Иногда закон мягче: подростка могут продержать в спецшколах-интернатах до достижения 17-летия, чтобы затем судить как взрослого. А это чревато приговором в 12 лет социальных работ под присмотром либо отправкой в тюрьму.
Константин ШИШАРИН.
Кстати
"Шуточки" довели до приговора
У всех еще на слуху студент НГЛУ, который подкинул в родной вуз пять записок с угрозами, а еще девять раз звонил с угрозами взрыва с таксофонов, пытаясь имитировать кавказский акцент. Суд Нижегородского района признал его виновным, однако студента медики посчитали невменяемым и сейчас его содержат в психиатрическом стационаре.
Около года звонил из СИЗО с мобильника без СИМ-карты неоднократно судимый нижегородец, сообщая о минировании областной и районной прокуратур. За это его приговорили к полутора годам колонии строгого режима.
Был и такой "шутник", что два дня подряд звонил в студию одной из нижегородских телекомпаний, передавая, что в городской подземке и аэропорту вот-вот рванут бомбы. В день повторного звонка звонившего вычислили сотрудники ФСБ. Оказалось, что это уроженец Киргизии, живущий в Балахнинском районе. И хотя задержанный сразу раскаялся в преступлении и в последствии просил суд рассматривать его дело в особом порядке (что автоматически гарантирует смягчение наказания), он получил по приговору полгода колонии-поселения.