С 30 декабря прошлого года вступили в силу изменения к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Теперь владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт исключительно в личных целях. Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется.
Раньше легковушки и мототранспорт старше четырех лет обязательно проходили ТО: автомобили возрастом до 10 лет – раз в два года, старше – раз в год. Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили и, чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра. До изменений прохождение ТО было простой формальностью, без которой не оформят ОСАГО. Водители частенько приобретали диагностическую карту заочно или онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.
Водителей, которые в нарушение правил не получили диагностическую карту, с 1 марта этого года планировали штрафовать на две тысячи рублей. Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики должны были получить право требовать с него возмещения ущерба. После последних поправок в законе появилась новая формулировка: «легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру». Теперь при соблюдении этих условий необязательно проходить техосмотр, даже в случае с возрастным транспортом. Новшество не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрирован в агрегаторе такси. Для них периодичность техосмотра будет зависеть от возраста автомобиля и от целей эксплуатации.
В ряде случаев проходить ТО придется даже владельцам личного транспорта. Изменения касаются регистрации автомобилей в ГИБДД: теперь в число документов, которые понадобятся для постановки на учет или смены владельца авто, входит действующая диагностическая карта. Требование касается транспорта старше 4 лет – если машина моложе, техосмотр не нужен.
Кстати, чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто, диагностическую карту в ГИБДД потребуют в любом случае. Год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, например, или сделал из седана кабриолет, ТО неминуем.
Также пройти техосмотр можно по желанию. Автовладельцы могут обратиться на любую станцию ТО, оплатить услугу и получить диагностическую карту.
В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта.
Диагностическая карта здесь вообще ни при чем – инспектор потребует от водителя прекратить движение, если заметит, что разбита фара, не работает омыватель или не горят стопы.
Яна Дастер. Фото Александра Воложанина.