Игорь МАСЛЕННИКОВ:"Я терпеть не могу кино!"

Игорь МАСЛЕННИКОВ:"Я терпеть не могу кино!"

Кинорежиссер Игорь Масленников приехал в Нижний Новгород представлять свой новый фильм "Взятки гладки", снятый по мотивам "Доходного места" Александра Островского. После просмотра киномэтр вышел на сцену и поведал зрителям, что ему сегодня куда интереснее актуальный снова Островский, чем "Шерлок Холмс", которого он сейчас почти и не вспоминает. Кто-то из зала крикнул: "Приезжайте к нам еще!" "Да куда ж я денусь? Я же ваш, сормовский!" - ответил кинорежиссер.
Танки с полушубками для солдат
Весь следующий день Игорь Масленников провел в Сормове и на Автозаводе у своих родственников. А вечером дал нашей газете эксклюзивное интервью.
- Игорь Федорович, говорят, вы все детство провели в Горьком?
- Да, я тут родился. А потом мой отец, который работал на сормовском предприятии, был переведен на Ижорский завод под Ленинград, в Колпино. Туда переехала и вся наша семья. А вскоре началась война, и инженеров Ижорки начали эвакуировать. Отец снова отправил нас в Горький, к бабушке. Но враг наступал, надо было уезжать куда-то дальше, это было понятно. И мы решили плыть вниз по Волге, в Саратов. В пути, кстати, родилась моя двоюродная сестра Лариса.
- А вы никогда не хотели эти ваши воспоминания экранизировать? Как по Волге плывет пароход с роженицей на борту и маленький мальчик бежит с чайником горячей воды для двоюродной сестрички. Ничего вроде картинка получается, вполне киношная…
- Нет, экранизировать я это не хотел. И знаете почему? Мне не нравится война.
- Но это же жизнь!
- Да, но мне интереснее то, что происходит внутри человека, вот там всегда занятно. В Колпине, совсем мальчишкой, я бегал с такой же, как и я, ребятней по двору, наблюдая, как шли на посадку немецкие бомбардировщики. Мы радостно кричали: "Война! Война!", в то время как "мессершмитты" летали над заводом. Страх пришел уже потом… Из Саратова мы переехали к папе в Челябинск. А в 43-м его снова перекинули сюда, в Сормово. Надо было делать танки, в том числе знаменитый Т-34, к которому мой отец тоже имеет отношение. Я помню бабушкин дом на углу улиц Свободы и Коминтерна, там, где находилась пожарная каланча. Мимо нас из ворот заводоуправления выходили новенькие покрашенные танки, на боках - двуручные вилы, полушубки для танкистов… Все эти танки шли прямо на фронт.
Бабушка потчевала икрой
- А что вам особо запомнилось из горьковского детства? Ведь, наверное, несмотря на войну, были же у вас какие-то свои интересы, занятия, друзья?
- Конечно. Я учился в школе № 80, где школьным библиотекарем работала моя тетка Лариса Васильевна. Я учился там довольно долго, с 43-го по 45-й год. И у нас был очень интеллигентный, надо сказать, класс.
- А какие самые свои яркие впечатления тех лет помните?
- Был у моей бабушки Надежды Осиповны друг - дядя Максим, заядлый рыбак. Он и меня приноровил ловить рыбу. Мы спускались к Волге, садились в лодку с сетями и уплывали. И приносили потом бабушке вот этих лещих, с икрой! Бабушка смешивала икру с гречневой кашей, зашивала рыбу и отправляла в русскую печь. Ничего вкуснее в своей жизни я никогда не ел!
- В 45-м вы уехали из нашего города. Но, как я поняла, не навсегда?
- Да, бываю тут довольно часто. У меня здесь много друзей, родни, дочери моей мамы Екатерины Васильевны. Кстати, так же - Екатерина Васильевна - звали и Рину Зеленую. Как-то я об этом сказал знаменитой актрисе. На что она со свойственным ей юмором заметила: "Ну, какая же я - Екатерина? Я уж скорее Руина Васильевна!" Мою младшую дочь тоже зовут Катя.
Придумал новую "Зимнюю вишню"
- А вы с детства мечтали быть режиссером кино?
- Никогда в жизни! Я никогда ничего не загадываю. И советую так поступать всем. Это проще и справедливее. Потому что, когда вы начинаете строить планы, дальше вы начинаете за них биться, страдать, мучиться, доказывать, что это должно быть именно так, а не иначе. Но все гораздо проще. Как у того витязя, оказавшегося перед тремя дорожками на распутье. Другое дело, что надо обладать чутьем, какую именно дорожку выбрать.
- Нижегородским зрителям вы сказали, что не скучаете по "Шерлоку Холмсу". Неужели никогда даже не пересматриваете этот фильм?
- Нет, уже давно нет.
- А "Зимнюю вишню"?
- Сейчас мы с моим соавтором Валуцким придумали новую мелодраму типа "Зимней вишни". Это такая смешная, миролюбивая история о двоеженце. Если появятся деньги - будем снимать.
- А если деньги не появятся? Вам не будет обидно, что зритель лишится хорошего кино?
- Нет. Биться головой о стену я не буду. А я очень хорошо вижу, что пока перед нами стена. Может быть, я смог бы что-то в этой ситуации сделать, кого-то попросить… Но я не хочу во всем этом участвовать. Как говорил булгаковский Воланд, "сами все сделают и сами все предложат".
- Что вам интересно из сегодняшнего кино? Что вы смотрите?
- Ничего не смотрю. Я вообще терпеть не могу кино! Я от него устал. Хотя, конечно, мне приходится смотреть очень много фильмов - и когда я работаю со студентами, и когда меня зовут в жюри кинофестивалей. Но я лучше почитаю книжку. Да и в кино, вы посмотрите, что сохранилось? Чаплин, Александров, Гайдай, Данелия…
- А, например, Тарковский?
- Или Герман, да? Нет, я считаю, что это "мрачное" искусство все-таки не вечно. Вот почему сохранился "Шерлок Холмс"? Потому что мы снимали комедию. Если бы у нас там было все всерьез, то кто бы все это запомнил?
Оксана ЗЕМСКАЯ.

Справка "НН"
Игорь Масленников - кинорежиссер, сценарист и продюсер. Родился в Горьком. Закончил ЛГУ и Высшие режиссерские курсы при киностудии "Ленфильм". Работал на Ленинградском телевидении. Лучшие фильмы: "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимняя вишня", "Сентиментальный роман", "Ярославна - королева Франции", "Письма к Эльзе".


Следите за нашими новостями в удобном формате