Она творила для аристократов и бедняков

Она творила для аристократов и бедняков

В «современном» корпусе Нижегородского государственного художественного музея (площадь Минина и Пожарского, 2/2) работает выставка «Гений в юбке и ее эпоха», посвященная юбилею выдающегося русского модельера и театрального художника Надежды Ламановой (1861–1941). Это еще одно блистательное имя Нижегородчины: Надежда Петровна родилась в селе Шутилово, жила в Ардатове, училась в Нижнем Новгороде.

Звезда, нижегородка

«Гений в юбке и ее эпоха» – книга выдающегося искусствоведа, историка моды, президента культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталии Козловой. Всплеск интереса к имени Ламановой начался  с ее исследований, за которыми последовали работы по реставрации и воссозданию нарядов, а затем – и выставки.

«Гений в юбке» способен захватить надолго – выставка заняла весь первый этаж, и каждый экспонат надолго приковывает внимание. Представлены фотографии, плакаты, картины, платья подлинные и реконструированные, портреты знаменитых клиенток Ламановой в созданных ею нарядах. На больших мониторах идут отрывки из фильмов с участием Надежды Петровны, историческая хроника, демонстрируются фото шедевров из ведущих музеев. Выстроены две инсталляции: мас­терская и салон Ламановой, где она создавала свои модели. Музей МХАТ специально для этой выставки предоставил одиннадцать нарядов из поставленной в 1937 году «Анны Карениной». 

Помимо работы в театре Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова – таких как «Цирк» и «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».

– Надежда Ламанова предстанет на этой выставке как звезда среди русской аристократии, как мастер театрального костюма, как новатор в создании одежды для народа и прогрессивной интеллигенции. Да, мы можем гордиться великой художницей, рождённой в овеянной славой предков Нижегородской области, – говорит генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.

Особая прелесть большой нижегородской экспозиции в том, что гениальная Ламанова подана в контексте эпохи, которая сама по себе весьма драматична. Специально для показа в Нижнем Новгороде в выставку включены разделы, посвященные детским и отроческим годам будущего модельера. Так, один из залов НГХМ посвящен Нижегородской губернии – селу Шутилово, Ардатову, Балахне, другой зал рассказывает о Нижнем Новгороде и учебе в Мариинской гимназии. Цитаты Ламановой, сопровождающие экспонаты, приоткрывают ее характер и личность – наблюдательную, ироничную, бескомпромиссную, показывают счастливую жизнь их семьи. 

«Лет с 9-10 я стала зачитываться романами; под подушкой у меня всегда лежала французская или английская переводная книжка,  потом исторические романы… Жили мы в Ардатове по-прежнему  хлебосольно, открытым домом; отец мой занимал большую должность, был «хозяином города», кроме того, мои родители любили гостей, приемы, праздники», – пишет Ламанова в автобиографии, цитаты из которой приведены в экспозиции выставки.

Корни ее творчества, безусловно, уходят в русский костюм и русские традиции. Поэтому по соседству с обворожительными  вечерними платьями светских дам уместно смотрятся кружево и золотные вышивки Нижегородчины. Наверняка Ламановой довелось видеть их в детстве и наверняка они запали ей в душу.

Высокая мода на фоне эпохи

До того как приехать в Нижний Новгород, на излете прошлого года «Гений в юбке» с большим успехом была показана на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница», что символично: скульптор Вера Мухина и модельер Надежда Ламанова были большими друзьями. Дружила Ламанова и со своим знаменитым земляком Алексеем Пешковым; увековеченный Мухиной в металле, Алексей Максимович встал в Нижнем Новгороде на пьедестале. Их имена крепко связаны. До революции топовый модельер создавала платья для супруги писателя. После революции Надежда Ламанова была арестована ввиду своего дворянского происхож­дения. В любом случае, титул «Поставщица Ея Императорского двора» при новой власти звучал однозначным приговором. Ламанова два месяца провела в Бутырской тюрьме. Но благодаря ходатайству Горького, осталась жива, и даже смогла сохранить профессию. Она стала руководителем ателье, где создавали «новую советскую одежду». Так начался новый виток в ее карьере, не менее блистательный, чем остальные, а было модельеру тогда 56 лет. 

Новый стиль был успешно создан, и невозможно было поверить, что это – дело рук Ламановой, до того славившейся изысканными, архидорогими работами для первых лиц Российского государства. Теперь она творила в условиях жесткого дефицита. Среди ее изобретений – кафтан из двух владимирских полотенец, пальто без швов из солдатского сукна, платье из головного платка: актуальные  – стильные, удобные, изысканные женские вещи, которые каждая крестьянка могла сделать самостоятельно из подручных тканей. И снова Ламанова – на пике стиля. Она вновь ездит в Париж. Правда, если до революции она держала там квартиру и ежегодно на полмиллиона закупала разного товара для своего ателье, то в советское время выезжала с иной целью – участвовать в модных конкурсах… и вновь восхищала всех, а стиль «а ля рюс» с ее подачи стал невероятно популярен в Европе. Ее работы рекламировали сестры Брик и Триоле, чертежи и схемы ламановских нарядов заполнили страницы первых советских женских журналов.

Выставка работает до 29 мая. 6+

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате