Даже покупая машину не на рынке, а в салоне, надо держать ухо востро.Все началось с того, что мои друзья, отец пенсионного возраста и его тридцатилетний сын, решили купить автомобиль. Их "жигуль" еще советского производства сдох пару лет назад, а посему на семейном совете было решено: достанем заначки, поднатужимся, потрясем бабушку с дедушкой, возьмем кредит в банке…
Муки выбора
После целого ряда финансово-дипломатических упражнений с близкими родственниками через неделю они уже имели 250 тысяч рублей наличности.
Через неделю скитаний по нижегородским автосалонам мои друзья все-таки остановили свой мучительный выбор на иностранной модели седана, собранной в Шушурах под Питером. В минимальной комплектации, без кондиционера и автоматической коробки передач, этот вожделенный символ мужской мечты стоил 550 тысяч деревянных. Причем во всех соответствующих автосалонах одинаково.
Седаны отличались там только цветом. В это время искушенные коллеги просвещали: серебристый - отстой, на черном заметна малейшая пыль, а вся Европа сегодня предпочитает ездить на цветных… На желтый у моих многострадальных героев не хватило духу, остановились на синем. Синий продавали только в одном автосалоне, расположенном на городской окраине.
Дуриловка
Сначала будущий автовладелец отправился в банк, предварительно изучив процентный разбег в сетях Интернета. Один из банков предлагал низший из пределов - 8,9 процента. Но тут вмешался менеджер автосалона.
- Мы с этим банком не работаем, - вынес он первый вердикт, и тут мои ребята поняли, что с этого момента у них появился начальник. Тот банк, с которым магазин "работал", предлагал 10-процентную ставку.
- Но это нам невыгодно! - возразил умудренный кое-каким опытом глава семейства.
- Если вы оформите кредит в нашем банке, - спокойно парировал менеджер, - мы сделаем вам скидку в 10 тысяч рублей. Но вы за это оформляете документы на стоимость авто 530 тысяч и "десятку" мне наличными…
Покупатели не возражали - какая разница кому платить? - а шельмоватый менеджер продолжал:
- Плюс антикоррозийное покрытие - 11 500 рублей, защита для картера - 3900, сигнализация - 10 000…
- А я вот тут у вас выбрал подходящую за 8000, - попытался было робко возразить младший.
- Хорошо, пусть будет за восемь, - снова парировал менеджер, - но для этой модели в вашей машине нет разъема, поэтому ее установка будет стоить дороже. Всего 11 700, - скоренько подсчитал он на калькуляторе, с которым не расставался ни на минуту.
Кстати, купить и установить сигнализацию на новый автомобиль в другом месте можно гораздо дешевле, чем в магазине, но тогда магазин отказывается ставить его на гарантию. Сдается мне, юридически это не вполне правомерно.
Слава богу, кто-то из знакомых предупредил, что антикоррозийное покрытие в иномарках предполагается заводское, а пресловутые 11 500 - это один из многочисленных "приколов" автопродавцов, иначе бы заплатили ни за что и не дрогнули: раз надо, так надо!
И началось:
- Коврики в салон будете брать?
- А как же без ковриков?
- Придется доплатить 2500.
Это уже потом им скажут, что у иномарок коврики входят в обязательную комплектацию…
- Брызговики будете брать? Придется доплатить…
- Вы же обещали каждому покупателю автомобиля подарок?
- Мы дарим вам еще один год гарантии, всего два!
- Так у него вроде и так два?..
Брызги шампанского
Прежде чем забрать машину из салона, нужно ее подготовить. И хотя на автомобиле стоит штатная, заводская система охраны, вы просто обязаны поставить дополнительно какой-нибудь "Шерхан" или "Мангуст", если вы покупаете его в кредит. Потому что в таком случае страховщики не станут вас страховать.
- Можете забирать, - снисходительно скомандовал менеджер, широким жестом показывая на открытую площадку при автосалоне так, как будто эту машину он дарил им с барского плеча.
Вот тут счастливые обладатели иномарки и вспомнили про меня: один из них последний раз садился за руль два года назад, и это, если помните, были старые "Жигули", второй имел опыт лишь курсанта автошколы, за который он, кстати сказать, заплатил без малого 30 тысяч рублей. А бензина в баке всего три литра. До ближайшей заправки бы дотянуть. Пришлось их брать на буксир.
Поколесив по улицам в таком тандеме с десяток километров, мы возвращались домой. По русской традиции новую машину хозяева решили "обмыть". Поднимая добросовестно заработанный мною бокал шампанского, я пожелала друзьям, как водится, "ни гвоздя, ни жезла".
В этот момент зоркий глаз молодого орла - а мероприятие происходило уже на стоянке - выхватил серебристую шляпку шурупа, плотно забитого в новенький протектор.
- Все-таки подхватили где-то, говорила же, надо подальше от обочины держаться! - В этой компании я, водитель с семнадцатилетним стажем, сменивший две иномарки, ощущала себя авторитетом. Ан нет! Как выяснилось позже, нашлись более информированные спецы. Так вот они объяснили, уже после того, как Дмитрий плоскогубцами вытащил из проткнутой шины здоровенный шуруп и поменял мгновенно спустившее колесо на запаску, что в таких случаях не надо извлекать гвоздь или шуруп. На этой "шипованной" резине надо отправляться в автосервис, а там профессионалы за 200 - 300 рублей легко решат вашу проблему.
Но это уже мелочи. Теперь главное - пройти регистрацию, получить номера и, купив порошковый огнетушитель и автомобильную аптечку, записаться в очередь на техосмотр…
Татьяна СЕРГЕЕВА.
Совет "НН"
При покупке автомобиля тщательно проверьте комплектацию в соответствии с прилагаемыми документами. Если, к примеру, на колесах вашего автомобиля, согласно документации, должны стоять шины марки "Michelin", а вам поставили более дешевый "Kleber", у вас появится еще один повод показать свою осведомленность и предъявить претензии магазину-продавцу.