Тревога родителей возникла давно, а именно тогда, когда обычный учебный процесс стали именовать "образовательными услугами". Теперь вот правительство страны приняло закон, преобразующий финансирование школ.
Бюджетные учреждения разделяются на три типа: автономные, новые и казенные. Первые уже существуют в коммерческой сфере. Они могут открывать счета в банках, и все крупные сделки строго контролирует наблюдательный совет. Для школ такой механизм еще не отработан. Последние - для учреждений обороны и правоохранительных органов. Новые же (второй тип) пока только на бумаге в Законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", принятом Госдумой. На подобном финансировании - большинство учреждений. Главная новация в том, что они будут финансироваться не по смете, как раньше, а по субсидиям, госзаданию, в котором должны быть прописаны показатели эффективности и конечный результат, за который платит бюджет.
Деньги пойдут не "кругами", а напрямую, на конкретное дело. Руководитель сможет перебросить средства на оплату труда, курсы учителей, коммунальные, учебные расходы, не следуя строго смете. Зато в случае нарушений прописан ряд серьезных наказаний, вплоть до прекращения финансирования.
Общественность, которая обсуждает плюсы и минусы закона, настораживает то, что доходы, полученные учреждением от оказания им платных услуг, использования имущества, будут отдаваться в распоряжение школы. Скажем, имеется спортзал или бассейн, и выгодно будет с утра до вечера пускать туда взрослых по абонементу, а то и для детей организовать платные посещения.
По словам министра Андрея Фурсенко, говорить о том, что со вступлением в силу этого закона в школе бесплатными останутся только русский язык, математика и физкультура, все равно что сводить всю суть единого госэкзамена к вопросу: "Какого цвета были глаза у лошади Вронского?". Якобы это упрощенный "родительский" подход. В рамках новых государственных образовательных стандартов, которые тоже сейчас придут в школу, предусмотрено финансирование из бюджета основной образовательной программы. В нее входят все обязательные предметы. Родителям остается проследить, какие предметы будут считаться обязательными.
Директора школ комментируют ситуацию по-разному. Одни озадачены ответственностью, которая на них ложится, другие рады наступившей наконец относительной свободе действий. О том, что список платных услуг расширится, не скрывает даже министр. Но войдет ли в него то, что было прежде бесплатно, и какие именно услуги еще прибавятся, директора пока молчат и с родителями, и с прессой.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012-го предлагается установить переходный период.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Компетентно
Геннадий СУВОРОВ, заместитель губернатора области по социальной политике:
- Мы изучили документы, которые пришли в Нижегородскую область. Никаких намеков на то, что будет снижаться бюджетное финансирование на развитие системы образования, в этих документах нет. Наоборот, мы сейчас сами понимаем, что на развитие образования, на реализацию президентской инициативы "Новая школа" надо аккумулировать дополнительные средства из областного, федерального бюджета. Я разговаривал с заместителем министра образования и науки Исааком Калиной, будет ли так же, как в рамках приоритетного национального проекта, осуществляться финансирование по субъектам Российской Федерации, он предварительно высказал мнение, что это произойдет начиная с 2011 года. Объемы финансирования образования увеличатся, без этого невозможно провести в жизнь президентскую инициативу. Думается, что тут нет и речи о том, чтобы образование становилось платным.
Виктор ШМЕЛЕВ, руководитель отдела министерства образования области:
- В "автономию" с целью апробации, возможно, в ближайший учебный год перейдут несколько нижегородских школ. Но пока директора не стремятся на эти крутые изменения. Что касается платного и бесплатного в школе, то развивать качественные услуги, открывать новые кружки никому не возбраняется. И многие родители в этом заинтересованы. В декабре утверждены государственные федеральные стандарты для начального образования. Ими добавляются десять часов для внеклассной работы, внеурочная деятельность предусмотрена в рамках федерального стандарта и оплачивается государством. Увеличивается количество часов обычных уроков. Вряд ли бесплатного в школе станет меньше, чем было.