Эклектичную постановку представил нижегородский театр «Комедiя».
Спектакль «Несказки» (16+) основан на пушкинских произведениях, и Александр Сергеевич – главный герой в нем, однако к самому поэту он имеет косвенное отношение.
В стильных и лаконичных декорациях возникает персонаж, внешне похожий на Пушкина (артист Александр Калугин), как его принято изображать в интернет-мемах или наряжаться на литературные праздники: всклокоченные кудрявые волосы, бакенбарды и плащ. Рядом с ним неизменная спутница суровых дней – Няня (актриса Ольга Бубнова) с кружкой, в наполеоновской шляпе и говорящая на малоросском суржике. По совместительству она психолог-мотиватор, не дающая гению увязнуть в хандре.
Время действия – пандемия. Плюс, по версии главного режиссера Ивана Комарова и шеф-драматурга Полины Коротыч, у Пушкина обострение биполярного расстройства.
«Наше все» снимает видео для блога, как если бы поэт вел сегодня социальные сети, с рассказом для подписчиков о размерах стиха и способах присвоения народных сюжетов. Кроме того, он смотрит новости, которые зачитывает Спящая Царевна. Из-за эпидемии, как и все мы недавно, не может выехать из болдинского карантина, чтобы жениться на Натали. А когда его накрывает творческий кризис и депрессия, путешествует по лесу Лукоморья из своих снов в поиске истины – как пережить трудное время и выйти из него достойно.
В экзистенциальном пространстве одновременно обитают герои шести сказок (или шестисерийного сериала) из сна Пушкина. Явь и вымысел переплетены: нарочито лубочные персонажи в золоченых кафтанах: Гвидон с Царевной-лебедь как балетные солисты из «Лебединого озера», браток – царь Додон из 90-х, Старик со Старухой, стилизованные под «Косаря» Малевича, Золотая рыбка в костюме аквалангиста и «другие достойные лица».
Смешение стилей и ирония – признак нашего времени. Постмодерн то был или китч – сложно дать жанровое определение для новой постановки. Невнятность повествования, отсутствие сюжета и банальная проповедь в финале, к которой вели два часа – все это попытка говорить со зрителями современно и иносказательно, но прямолинейно узнаваемыми образами. Для одних этот спектакль станет этюдным капустником с эстрадными песнями, для других новым театральным существованием, наполненным юмором, а третьи постараются забыть о нем, как о сумбурном сне.
Ольга Плаксунова. Татьяны Тощевиковой.