Малышей не обижать учат в школе... В регионе активно развиваются службы примирения и медиации

Малышей не обижать учат в школе... В регионе активно развиваются службы примирения и медиации

Умением не только слушать, но и слышать собеседника обладают немногие взрослые, что уж говорить о детях. Нужно учить ребят договариваться, убеждены участники областного форума руководителей служб школьной медиации (примирения). Недавно он прошел в очно-дистанционном формате в Нижнем Новгороде и стал уникальной площадкой по обмену опытом в сфере развития медиативных служб региона. В его работе приняли участие специалисты школьных служб медиации и примирения из 29 муниципальных районов и городских округов области. 

Учатся разрешать конфликты 

Медиация – это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей.  Когда взрослый человек начинает разрешать конфликты, он часто прибегает к манипуляции, навешиванию ярлыков,  формально рассматривает ее суть. Прежде всего это переговоры между конфликтующими сторонами с участием посредника, который заинтересован лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для себя. Не случайно медиатор с латинского mediatio – посредничество.

В образовательных организациях нашей области, по данным регионального минис­терства образования, функционирует 843 службы школьной медиации (примирения). В их работе принимают участие без малого три тысячи обучающихся. В том числе 1180 уже прошли соответствующее обучение. 

1774 учащихся только постигают азы того, как грамотно разрешать конфликты. На занятиях ребята разбирают и проигрывают различные житейские ситуации, учатся сотрудничать, помогать друг другу. 

С января 2021 года в регионе сформирован областной актив медиаторов-ровесников. На начальном этапе он  объединил 36 ребят под руководством 14 педагогов-кураторов из Нижнего Новгорода,  Арзамаса, Бора,  Выксы, Дзержинска, Сарова, Балахнинского,  Вадского, Краснобаковского,  Павловского, Тонкинского, Тоншаевского, Уренского районов. В текущем году актив расширился до 81 учащегося и 25 педагогов-руководителей. 

Полезный опыт

По словам министра образования Нижегородской области Ольги Петровой, значимость школьной медиации очень высока. 

– Школьные психологи, социальные педагоги – первые, кто может идентифицировать серьезную проблему в жизни ребенка. Учителя и классные руководители также должны быть внимательны к детям, чтобы не пропустить тревожные сигналы и уберечь ребенка от принятия страшного решения. А такое, к сожалению, случается. Важно выработать некие механизмы, алгоритмы действий в конфликтных ситуациях, чтобы распространить этот опыт дальше, – отметила Ольга  Викторовна. 

Система служб школьной медиации активно развивается в регионе, и значимость этой работы растет. На это обратила внимание региональный уполномоченный по правам ребенка Маргарина Ушакова. Она отмечает, что важно обеспечить ребенку безопасность как физическую, так и психическую. Помогая детям, взрослым необходимо достойно выходить из конфликтных ситуаций. Прекрасно, что в службах примирения работают не только взрослые, но и дети. Они получают навыки разрешения конфликтов, которые им пригодятся в будущем.

– В случае буллинга пострадавшим является не только ребенок – объект травли, но и сами агрессоры-инициаторы  жестоких действий, а также ребята, которые стали невольными свидетелями. Ребенок, который не получает поддержки в такой ситуации, может совершить суицид или скулшутинг (вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. – Прим. А.М.). В нашем регионе долгое время не было случаев, когда подростков привлекали за террористическую, экстремальную деятельность. Но в прошлом году таких случаев отмечено уже два. В итоге шесть несовершеннолетних были задержаны, и в настоящее время ведутся следственные действия. Когда я разбиралась в произошедшем, то осознала, что дело не только в том, что ребята попали «не на те информационные ресурсы», или их по незнанию вовлекли в преступную деятельность. Исток случившегося в том, что у этих ребят были неразрешенные психологические проблемы в образовательных коллективах. Сами они с ними не справлялись, – рассказала Маргарита Ушакова.

Заведующая кафедрой общей и специальной психологии НИРО Елена Еделева убеждена в том, что медиация способствует разрешению конфликта,  налаживанию коммуникации. Научить ребенка бесконфликтно общаться, договариваться, противостоять такому страшному явлению, как буллинг, – очень важно. Задача служб медиации – создать в школе дружественную среду.  Роль педагога в этом тоже очень высока. Сегодня  у учителей есть возможность пройти курсы по профилактике суицидов, обучиться тому, как работать с родителями. 

Слушать друг друга

– Медиация помогает сторонам конфликта не только рассказать о проблеме, с которой они столкнулись, но и высказать те чувства, которые они испытывают. Дети анализируют случившееся, принимают решения и берут ответственность за его исполнение, – отметила директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Татьяна Шиголина. 

О том, что внедрение принципов медиации приносит положительные результаты, говорили все участники форума. Есть они и в Сявской коррекционной школе-интернате городского округа Шахунья. В этой образовательной организации учатся разные ребята, в том числе с умственной отсталостью. В такой среде конфликты протекают более остро. В качестве медиаторов из-за специфики учреж­дения работают только взрослые. 

– Я, как психолог, стараюсь в первую очередь снизить эмоциональный накал, учу ребят слушать друг друга. Моя цель перевести враждебные высказывания в нейтральные, помочь участникам конфликта открыться. И это помогает. Дети знают о существовании медиативной службы, понимают, к кому можно обратиться за помощью. С внедрением медиативных технологий конфликтов стало меньше, – рассказала педагог-психолог школы-интерната Елена Воробьева. 

Ученица 10 класса школы №151 Нижнего Новгорода Софья Меркурьева и ее наставник – социальный педагог Марина Сумина представили на форуме проект «Правовая аксиома». Как уже рассказывали «НН», в этой школе действует медиативный кружок, который посещают учащиеся среднего и старшего звеньев. На занятиях ребята учатся проявлять лидерские качества, узнают о своих правах и обязанностях, изучают конфликтологию и медиацию. Напомним, за свой проект Софья была награждена памятной медалью и грамотой Президента РФ «За бескорыстный вклад в организацию общероссийской акции взаимопомощи «МыВместе». 

Цифры

2271 специалист вовлечен в деятельность служб школьной медиации образовательных организаций, из них 1882 сотрудника образовательных организаций и 389 родителей. Из них 785 специалистов прошли кратковременное обучение и 247 педагогов получили удостоверение о прохож­дении курсовой подготовки. В службах примирения образовательных организаций Нижегородской области работают 542 специалиста, из них сотрудниками являются 389 человек, а также 153 родителя. Из них 375 специалистов прошли кратковременное обучение и 10 получили удостоверение о прохождении курсовой подготовки.

Справка НН

В Нижегородской области службы школьной медиации действуют в соответствии с распоряжением правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (последняя редакция от 01.09.2018 года). Координационным центром по внедрению и распространению движения служб школьной медиации и примирения в нашей области с 2012 года является государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». 

С 2020 года работает специализированный сайт медиацияровесников52.рф., посвященный вопросам развития служб школьной медиации (примирения) в Нижегородской области.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате