В преддверии завершения сезона Нижегородский академический театр кукол представил премьеру «Манук – отважное сердце». Спектакль с элементами жанра фэнтези впервые появился на этой сцене.
Весело и с песнями
Более 40 лет назад в театре уже ставили одноименный спектакль по пьесе драматурга Ирины Токмаковой. Теперь режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Антоненко, когда-то сам участвовавший в спектакле, решил вернуться к этому произведению. Но ничего общего с той постановкой у нынешней премьеры нет. По словам режиссера, сейчас для детей пишут немало, но достойных произведений среди них немного, а в этой армянской сказке есть все составляющие классической драматургии, важные мысли, актуальные в сегодняшнем времени. Александр Анатольевич сделал лишь небольшую адаптацию, «русификацию» сюжета, чтобы показанное было интересно и понятно юным современным зрителям.
С художником Натальей Кашениной и композитором Анатолием Князьковым режиссер сотрудничал неоднократно – поставил с ними несколько спектаклей в Дзержинске и Нижнем Новгороде, хотя именно в «родном» нижегородском театре такой тандем сложился первый раз. Спектакль получился ярким, музыкальным, а специально написанные песенки, которые исполнили артисты, украсили достаточно прямолинейное по структуре действие.
– Работалось над спектаклем легко, в творческом взаимопонимании, – рассказал исполнитель главной роли артист Дмитрий Марков.
Режиссер прислушивался к предложениям коллег, и в целом, пьесу удалось поставить быстро, в позитивной атмосфере. Для Дмитрия это первая работа в театре в непривычном амплуа «лирического героя», а не характерных персонажей, которых он в основном играет. Поэтому, чтобы сделать из маски живого человека, отважного охотника Манука, ему пришлось поискать новые решения.
Суть – в борьбе
В завязке истории капризный Царь поручил министру Назиру отыскать красавицу Гаянэ, чей портрет он увидел в волшебном зеркале. Красота – поистине страшная сила: министр тоже пал жертвой чар Гаянэ. На поиск и доставку красавицы был отправлен простолюдин Манук, но и он не устоял…
Если для Гаянэ в сюжете отведена роль хоть и роковой, но покорной восточной женщины, чьей судьбой всецело управляют мужчины, то в противостоянии злому дракону Вишапу достойным соперником становится волшебница гури-пери. Именно борьбу между мужским и женским, между добром и злом режиссер считает главным драматургическим конфликтом. Старушка также может оборачиваться драконом, превращать людей в зверей, но даже после перевоплощения злодеи никуда не исчезли: мы живем рядом с ними. И, как и Мануку, нам не выстоять в одиночку. Понадобится чудо-меч и помощники, чтобы добиться своего счастья.
Постановка во многом хранит традиции старого советского театра тростевых кукол, которым всегда славился наш регион. Впрочем, при всем уважении к наследию прошлого, хочется, чтобы академический театр, имеющий современное оборудование для создания объемных стереоэффектов – продемонстрированных на премьере – чаще применял и новые приемы, и более разнообразные технические решения.
В следующий раз увидеть спектакль «Манук – отважное сердце» можно будет уже в новом сезоне. 6+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.