Тайский бокс, или муай-тай (в переводе с санскрита «свободный бой») называют боевым искусством восьми конечностей, потому что в нём разрешены удары руками, ногами, коленями и локтями. Философия его довольно проста – как можно быстрее одержать победу при любых условиях.
Специалисты утверждают, что тайский бокс и его мощнейшие удары локтями и коленями наносят серьезный ущерб противникам. Наш земляк президент общественной федерации бокса Нижегородской области, заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион России и чемпион мира (2001 г.) Андрей Гоголев считает, что навыки тайского бокса – это то, что «может выручить в опасной ситуации на улице». Однако всякий раз, к примеру, демонстрируя удар по печени, Андрей Николаевич предупреждает учеников:
– Это очень жестокий и коварный прием…
Мамин защитник
Антигерой истории, в предпоследний день июня произошедшей в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, назовем его Олег, когда-то давно занимался в секции тайского бокса и даже грезил спортивными победами. Только много воды с тех пор в Оке утекло: к двадцати пяти годам парень уже утратил форму, забросил спорт, начал выпивать. А остатки навыков муай-тая применял на практике. К примеру, когда дрался по пьяни с ровесниками или «воспитывал» сожителя матери. Его мать, 45-летняя женщина, вот уже три года состояла в гражданском браке с мужчиной старше себя на пять лет и время от времени жаловалась сыну, что тот на нее поднимал руку.
– Сын считал себя вправе заступаться за мать, – рассказывает следователь следственного отдела по Автозаводскому району Сергей Тулупов. – Но, похоже, ему и в голову не приходило обратиться в полицию. Он самостоятельно учинял разборки «отчиму» – до поры до времени без особых последствий…
Сам Сергей Николаевич, выпускник Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия, еще моложе Олега, ныне одного из фигурантов уголовного дела об убийстве. И это первое его серьезное расследование, он сам его называет «резонансным».
– Да какой резонанс?! Это же Мончегорская, – безнадежно махнул рукой его более опытный коллега. – Тут пьяной бытовухой никого не удивишь!
Более того, многие в окружении Олега считали его чуть ли не благородным рыцарем: сын за маму заступается! Только вот заступаться – не значит защищать. Сожитель матери еще некоторое время после очередного «наказания» зализывал раны, а потом вновь находил повод для рукоприкладства.
Вряд ли несчастный сожитель, которому так не повезло со взрослым пасынком, вынашивал в этом затянувшемся инциденте коварные планы. Он вообще «спокойный мужик», говорили о нем соседи. Ну, вот если только выпьет лишнего…
Сообразили на троих
В ту злополучную среду Олег позвонил матери еще утром – трубку никто не брал. Вероятно, он, действительно, был внимательным сыном: забеспокоился, позвонил еще, потом еще… В конце концов, трубку взял ее сожитель.
– Чего тебе? – прохрипел он в трубку.
– Позови маму!
– Пошел ты! – дальше последовало непечатное слово.
Олег понял – «заяц во хмелю», иначе с чего бы ему так осмелеть? И, на всякий случай, отправился проведать мать, благо жил неподалеку – на той же Мончегорской улице.
Увидев мать в синяках и кровоподтеках, заступник ринулся в бой без предупреждения.
– В этот раз он нанес ему около тридцати ударов руками и ногами, – рассказывает Сергей Николаевич. Вспомнив показательные уроки Гоголева, я уже удивилась, как тот выжил. – После этого отправился в магазин…
Тем временем в квартире (она расположена на первом этаже, и дверь в этот день там не закрывалась) появились друзья Олега: один – 38-летний, ранее судимый, другой – помоложе, но тоже не из дипломатического корпуса. Мать Олега, равно как и историю ее несчастливой семейной жизни, они знали на протяжении трех вышеозначенных лет, поэтому вникали недолго. Хозяина квартиры били уже лежачего. Опять же, как пояснил следователь Тулупов, «руками и ногами».
Буддизм и мистицизм плотно пропитали правила подготовки бойца муай-тай к поединку. Помимо молитвы и ритуального танца, на бицепсы рук повязывается пратьят – своеобразная форма защиты от травм и смертельного исхода на ринге.
...Возле магазина Олега встречает некая Татьяна, соседка и подруга его матери, живущая в том же доме, только на шестом этаже.
– Таким образом, кроме сожительницы потерпевшего, в деле появляется еще один свидетель, – Сергею Николаевичу предстоит готовить обвинительное заключение на подпись прокурора, и показания свидетелей для него крайне важны.
Заметив кровь на рубашке молодого человека, Татьяна живо интересуется, дескать, с кем подрался? Олег рассказывает подробности и приглашает ее зайти «посмотреть». С этого момента они избивают потерпевшего уже втроем.
Из материалов уголовного дела:
«Следователем СО по Автозаводскому району г. Н.Новгорода по факту обнаружения в квартире дома по ул. Мончегорской Автозаводского района г. Н.Новгорода тела 51-летнего мужчины с признаками насильственной смерти возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего».
30 июня 2022 года по подозрению в совершении данного преступления задержаны трое местных жителей, мужчин в возрасте от 25 до 38 лет… По версии следствия, 29 июня 2022 года в указанной квартире подозреваемые жестоко избили потерпевшего. Обнаружив, что от полученных телесных повреждений мужчина скончался, они скрылись с места преступления...».
Бои без правил
В общественной федерации бокса Нижегородской области меня просветили по поводу «свободного боя». Оказывается, перед тем, как постигнуть искусство муай-тай, необходимо дать клятву о соблюдении личных качеств: честности, справедливости, скромности, благородства. Кроме того, каждый из «муайтайцев», даже начинающих, обязан соблюдать, чтить традиции и законы своей страны.
– Избитого потерпевшего поливали дихлофосом, брызгали ему воспламеняющейся жидкостью в область ягодиц и поджигали, один из троих справлял на почти бездыханное тело малую нужду, другой снимал жуткое действо на телефон, – рассказывая это, молодой следователь Тулупов едва сдерживал эмоции. – Позже это видео мы приобщили к материалам уголовного дела…
В муай-тай недопустимо оскорблять и проявлять неуважение к сопернику. Если допустить подобную ошибку перед боем, то существует риск получить техническое поражение.
Дальнейшие события этого дня напоминают театр абсурда. Мать Олега и ее подруга Татьяна с целью «отвлечь» трех мужчин, вошедших в раж, отправились вместе с ними… на озеро. Купались они там или загорали – эти детали почему-то в деле не указаны. Одним словом, отдыхали. Самый старший из мужчин позже уехал к себе домой в Дзержинск… И только, вернувшись, в пыточную – то бишь в квартиру, свидетели и подельники обнаружили там труп.
– Труп находился уже не в комнате, а на кухне, – рассказывает Сергей Николаевич. – Вероятно, какое-то время потерпевший еще оставался живым и сумел сюда доползти…
Женщины позвонили родственникам убиенного. Две его сестры, увидев кровавое месиво, сразу же позвонили в полицию. Олег с другом вмиг скрылись с места преступления. Задержали всех троих только на следующий день.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru.
P. S. По древней традиции бои муай-тай проходят под аккомпанементы живой музыки Сарама в исполнении специального квартета, где ритм и тон меняется в зависимости от происходящих событий на ринге. Ускоряясь по ходу боя, в конце она приобретает совершенно неистовый характер.