16 июля в кремлевском дворе собрались друзья, учредители и поклонники современного искусства. Праздновать юбилеи можно по-разному, в свой день Арсенал предложил серию негромких мероприятий: творческие мастерские, свободный вход на все и концерт в финале. А центральным событием стал вернисаж выставки «Формы и методы» из фонда Stella Art Foundation, который предварило торжественное приветствие столичных гостей.
Специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой (в 1997-м – заместитель министра культуры РФ) вспоминал, с чего начался Арсенал. Инициатива принадлежала нынешнему директору Анне Гор и Любови Сапрыкиной.
– Мы создали нижегородский филиал центра современного искусства в Нижнем Новгороде в то время, когда само это понятие было ругательным, и мало кто понимал его значение. Ровно через месяц нас из министерства разогнали – меня отправили создавать телеканал «Культура», ему тоже в этом году исполняется 25 лет, что символично. События происходили очень быстро, но действовали все по уму.
Поддержал начинание Сергей Кириенко, в то время полпред президента в ПФО, так, бывший склад Министерства обороны РФ в 2003-м перешел в ведение министерства культуры, после чего началась глобальная реконструкция. Результатом усилий очень многих людей стал нынешний Арсенал, где собираются неравнодушные люди, происходит множество мероприятий. По традиции отмечали юбилей за длинным столом: пили чай и угощались тортом, с изображением виновника торжества.
Новая выставка представила более 30 произведений. Это живопись, графика, скульптура, интерактивные объекты и статичные предметы, созданные отечественными авторами за период 1980–2020-х годов. Крупнейшее российское собрание произведений современного искусства Stella Art Foundation впервые предоставило Арсеналу такой масштабный проект в честь юбилея, хотя прежде они уже тоже сотрудничали.
Современные художники предлагают зрителям увидеть необычное в обыденном, прислушаться к своим ощущениям, вглядываясь в их арт-объекты. Пожалуй, в этот раз организаторы выставки смогли добиться идеальной точки осмотра, поместив описание концепции не на стендах, а на полу – перед экспонатами. Познание знакомого, но неизведанного, – цель всей жизни, которая, то ускользает, то приближается к субъекту, то незаметно под ногами. В 25 мы лишь в начале пути. (0+)
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено Арсеналом.