Старинное имя Иринарх с древнегреческого переводится как «Правитель мира». Такое редкое имя в день крещения дали мальчику по святцам в далеком 1910 году священник и его родители. И будто оправдывая надежды, стремясь к вершинам выбранной профессии, он доказал, что достоин имени собственного.
Династия
Родился Иринарх Иванович в деревне Зобищи Вязниковского района, что сейчас во Владимирской области, в семье учителей Ивана Васильевича и Капитолины Владимировны Цветковых. Родители преподавали в местной начальной школе и растили четверых мальчиков. В семье росли Иринарх, Алексей, Сергей и Викторин.
Дед Василий Цветков был священником, а отец также некоторое время служил в церкви во время Гражданской войны. По такой причине ребят долго не принимали ни в пионеры, ни в комсомол. Даже в сельскохозяйственный техникум у парня с трудным «церковным» именем не взяли документы.
А вот во Владимирский педагогический техникум Иринарху поступить удалось. Династия учителей продолжилась.
Окончил учебу старательный юноша с отличием, стал учителем начальных классов в п. Никологоры Вязниковского района. Там он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Петровной Зобниной – тоже, как и он, учительницей начальных классов, в любви и согласии с которой прожил долгие годы.
Передовая линия судьбы
В этой дружной семье родились пятеро детей: Галина, Эльвира, Эдвард, Виктор, Вадим (он, к сожалению, умер во младенчестве во время войны в 1943 году).
Иринарх Иванович продолжил образование в Ленинградском педагогическом институте им. Н.К. Крупской по специальности «Педагогика и психология». После окончания института работал в Никологорском РОНО заведующим педкабинетом. На войну его не брали из-за очень плохого зрения, хотя он неоднократно требовал отправить его в действующую армию на фронт.
Во время войны Иринарх Иванович трудился не только в районном отделе народного образования, но и в школе, заменяя ушедших на войну товарищей-педагогов. Вел разные предметы, был завучем.
В 1942 году, как ответственному и вдумчивому работнику, ему поручили организовать детдом для эвакуированных сирот. Каждый день он ходил пешком в село Степанцево за 20 километров от места, где жил. Работал на износ и знал каждого ребенка, поступавшего под его опеку.
Братья воевали на фронте, все вернулись живыми и одобрительно отнеслись к делам брата. Алексей и Викторин после Победы тоже стали учителями.
Его дети войны
Война кончилась. Страна остро нуждалась в педагогах начальной школы, и он отправился организовывать курсы учителей. А в 1948 году Иринарху Ивановичу предложили работу в Лукояновском педагогическом училище, где он стал преподавать педагогику и психологию. С его помощью при училище создается педкабинет, лаборантом и помощником ему становится жена Елизавета Петровна. В кабинете готовят наглядные пособия для практики в базовой начальной школе, собираются учебные пособия, периодические и психологические издания.
Он шел вперед, находя все новые пути к юной душе. Освоил баян и использовал инструмент на внеклассной практике со студентами на праздниках и других мероприятиях.
Особо отметим, что именно в Лукоянове Иринарх Иванович стал отцом, учителем и воспитателем для сотен детдомовцев, детей-сирот, чьи родители погибли на войне.
– Почти ежедневно Иринарх Иванович приходил к нам в детский дом. На плече у него был непременный для него баян, с которым он занимался музыкой с ребятами, – вспоминает моя мама, Александра Сергеевна Ускова, в ту пору работавшая в детском доме. – Дети очень любили и ждали его. Ещё издали, заметив идущего его к дому, они гурьбой бежали к нему и шли, обнимая и обступая со всех сторон. Такова была их привязанность к этому человеку. Абсолютно каждому из этих детей-сирот Иринарх Иванович уделял внимание, находил для каждого доброе слово…
Творчество педагогики
С баяном и знаниями, полученными им от учителей музыки, он внедрил новую программу уроков музыки и пения Д. Кабалевского в базовой начальной школе Лукоянова и в других. Организовал курсы по этой программе для учителей, создал набор наглядных пособий, собрал фонд грампластинок.
В 60-е годы учитель увлёкся фотографией. Был организатором и руководителем фотокружков для студентов и школьников.
После ухода на заслуженный отдых по линии общества «Знание» читал лекции на самые различные темы в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях города и района. Выступал по местному радио с беседами для родителей. Он собрал огромную коллекцию репродукций картин русских и зарубежных художников, устраивал их выставки и рассказывал о них на различных встречах и вечерах, организовывал поездки в Нижний Новгород и Москву для своих земляков.
В семьях его дочерей, учителей словесности, сыновей, преподающих баян, хранятся письма из разных уголков страны, где работают почитатели и последователи их отца.
– Он был хорошим, строгим и заботливым, – вспоминает Галина Иринарховна, – занимался с внуками (их у него семеро), дожил до двух правнуков. За многолетний педагогический труд на благо страны Иринарх Иванович Цветков удостоен почетного звания «Заслуженный учитель».
Лукояновцы до сих пор помнят, как до поздней ночи горел свет в окнах дома старого учителя. Ему всегда казалось, что он еще что-то не успел сделать и передать землякам. А потому, будучи уже в преклонном возрасте, когда ему было далеко за девяносто, много читал, писал, делал заметки в книгах, вёл переписку со своими учениками, навек признательными своему учителю с незабываемым именем Иринарх Цветков.
Владимир Усков, историк-публицист.
Лукоянов.