В Нижегородской области проведут масштабное исследование факторов успешности школьников. В нем примут участие около 5 000 учащихся, а также школьные психологи, педагоги и родители. Исследование в рамках проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха» проведут специалисты Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) и Высшей школы экономики при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
Заседание рабочей группы по реализации проекта на территории региона состоялось на площадке ПИМУ. В нем приняли участие министр образования, науки и молодежной политики региона Ольга Петрова, ректор ПИМУ Николай Карякин, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.
«Почему так важен этот проект для всех нижегородцев? Возросшие информационные нагрузки, высокие требования к школьникам, различные социальные факторы становятся причиной увеличения числа детей с психологическими проблемами. Обычная школьная неуспешность может стать первым признаком глубоких психологических проблем, в подростковом возрасте перерастающих в девиантное поведение, правонарушения, зависимости, суицидальное и агрессивное поведение. В настоящее время к решению проблемы подключились ученые и специалисты вузов, регионального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Нижегородского института развития образования», – рассказала Ольга Петрова.
Проект «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор его индивидуального успеха» реализуется в рамках программы «Приоритет 2030», он предполагает создание и внедрение в регионе системы межведомственного сопровождения образовательного процесса в школах для улучшения показателей психологического благополучия детей.
«Задача в том, чтобы как можно раньше выявить у детей психологические проблемы, не допустить их развития в тяжелые формы. По данным Совета Безопасности РФ, за первые полгода 2021 года выявлено 3 064 попытки самоубийств и суицидов среди несовершеннолетних. Это страшные цифры! Многих трагедий можно было бы избежать, если бы диагностировать проблему смогли вовремя. Психологические проблемы у школьников могут приводить и к другим последствиям – к снижению успеваемости в школе, нарушению письма, низкому усвоению материала. В этом и есть смысл проекта – вовремя увидеть проблему и создать грамотную систему ее решения», – считает ректор ПИМУ Николай Карякин.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что актуальность проекта в перспективе будет набирать обороты – информационные нагрузки на школьников ежегодно возрастают, так же как и требования, предъявляемые к ним. Психологи констатируют, что число школьников с психологическими проблемами растет, и педагоги призывают обратить на проблему самое пристальное внимание.
«На мой взгляд, данный проект очень важен не только для школьников, но также для родителей и учителей. Ребенок большую часть своего времени проводит в школе. Именно там формируется весь спектр психологических переживаний и тревог, связанных как с общением со сверстниками, так и с образовательным процессом. Во время обучения можно увидеть изменения в поведении, а также своевременно на них среагировать. Гораздо проще предотвратить психологические проблемы или же устранить их на зачаточном этапе. В будущем это может гарантировать успех каждого ребенка», – поделилась педагог, участник Всероссийского форума классных руководителей-2021 от Нижегородской области Екатерина Щеткина.
Источник - Пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области