За прошедшую неделю нижегородец Дмитрий плюсов от введения новой транспортной схемы почти не увидел. «Я езжу из седьмого микрорайона Нижнего Новгорода до площади Свободы, – говорит он. – Количество автобусов № 71 сократили, поэтому стоять приходится дольше, пересадки на метро тоже занимают время. Доехать стало сложнее».
Маршруты меняют движение
По мнению Дмитрия, сокращение количества подвижного состава на 71 маршруте убивает Сормовское направление: народу-то ездит столько же… Раньше можно было уехать хотя бы на «тройке», но ее маршрут сейчас тоже сокращен до завода «Красное Сормово» для улучшения его транспортного обеспечения и разгрузки участков улично-дорожной сети в Сормовском районе.
– Решение принято в связи с тем, что правительству одобрено приобретение 32 автобусов большого класса, – сообщил руководитель ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов. – Они совершенно новые, укомплектованные, будут работать на А-90. Выпуск на 90 маршрут 30 автобусов на 90 процентов, за исключением небольшого участка в Сормовском районе, дублирует 71 маршрут. Но, если мы где-то уменьшаем, то в другом месте увеличиваем. Сейчас по А-90 средний выпуск 15 автобусов, планируется 30, плюс автобусы 71 маршрута. Поэтому по трассировке А-71 будет такая же интервальность, как все привыкли, – 10-15 минут.
По словам Артема Бафанова, изменения будут касаться 11 маршрутов. Это, кроме А-3, А-5 «Площадь Горького – Подновье», он продлевается по улице Лысогорской для улучшения транспортного обеспечения слободы Подновье; А-6 «Красное Сормово – Торфопредприятие», теперь маршрут будет ходить по улице Станционной, а не Коминтерна. Нехватку компенсируют маршрутами № А-8 и А-35, которые на улицу Коминтерна «перейдут» в связи со стесненными условиями для движения автобусов большого класса.
До жилого комплекса «Окский берег» продлевается маршрут А-15 «Станция «Петряевка – Автовокзал Щербинки», до улицы Усилова – А-17 «Автостанция «Сенная» – Поселок Березовский», до железнодорожной станции Петряевка – А-32 «Станция метро «Парк Культуры» – Микрорайон Торпедо», до поселка Левинка – А-52 – «Микрорайон Верхние Печеры – Микрорайон Бурнаковский».
Изменилось движение маршрутов А-63 – «Микрорайон Юг – Улица Бориса Корнилова» (теперь автобус идет по ул. 40 лет Октября), А-85 – «Микрорайон Юг – Микрорайон Верхние Печеры» (трасса маршрута сократилась до Мызы). Меняется движение троллейбусов № 25 (он будет ходить по улице Акмолинской и Куйбышева), № 9 (его конечной остановкой будет площадь Минина), № 31 (довезет только до площади Горького).
Обнаружены «призраки»
Как маловостребованный отменят маршрут трамвая № 1 «Московский вокзал - Черный пруд», а также троллейбусы: № 8 «Улица Дубравная – Московский вокзал», его полностью дублирует автобусный маршрут А-95, и № 16 «Микрорайон Верхние Печеры – Микрорайон Кузнечиха-2» из-за демонтажа контактной сети в микрорайоне Верхние Печеры. Последний заменит новый автобусный маршрут А-47. Он пройдет по остановкам – Казанское шоссе, Улица Бринского, Улица Надежды Сусловой, Улица Генерала Ивлиева, Улица Маршала Рокоссовского, Улица Ванеева, Улица Романтиков, Акварельная улица, свяжет микрорайон Верхние Печеры и ЖК Новая Кузнечиха.
Для транспортной связи поселка Ближнее Константиново и улицы Горной с центральной частью города и метро запустят А-36 – «Площадь Горького – Поселок Ближнее Константиново». Площадь Минина и Пожарского и площадь Горького свяжет новый маршрут А-4. Автобусы по нему запустят после заключения госконтрактов с перевозчиками.
Пока нововведения коснутся только областного центра – Нижнего Новгорода. Здесь новую транспортную схему запустили в тестовом режиме. Это означает, по словам Артема Бафанова, что с перевозчиками, которые работают по регулируемым тарифам, будут заключены краткосрочные договоры. И до конца года будут анализироваться обращения граждан, как работают маршруты, какова их востребованность и так далее. После этого проведут настройку маршрутной сети.
Работу измененных маршрутов в Нижнем Новгороде, по данным пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области, мониторит четыре мониторинговые группы. Уже с утра 23 августа, когда и запустили новую транспортную схему, контролеры проверяли наполняемость автобусов измененных маршрутов. По итогам недели они выявили так называемые автобусы-призраки, которые не отображаются в диспетчерской, на «умных остановках» и в онлайн-картах.
– Ни пассажиры, ни диспетчер, ни сотрудники кол-центра просто не знают, что на маршруте есть автобус и когда он подойдет к остановке, – отметил Артем Бафанов. – Отсюда жалобы на непредсказуемое время ожидания и на малое количество единиц подвижного состава на маршруте.
Спасибо за оплату
Кстати, самым значимым и пассажиры, и специалисты-транспортники называют изменения в оплате проезда. По словам директора компании «Ситикард» Юрия Рябикова, этого не смогли сделать ни в 2017 году, когда только начинали реформу, ни позднее. В настоящее время проехать как в маршрутках, так и в социальном транспорте Нижнего Новгорода можно и по льготным проездным билетам. Во всех видах транспорта действуют пересадочные тарифы 60 и 90 минут, что позволяет пользователям общественного транспорта не переплачивать за проезд при пересадках.
По данным «Центра развития транспортных систем», только за первый день новой схемы работы общественного транспорта по льготным и пересадочным проездным в маршрутках проехало больше 20 тысяч пассажиров. Из них 18 608 человек воспользовались транспортной картой с тарифом «Электронный кошелек. 60 минут».
Тариф работает следующим образом: при посадке в общественный транспорт валидатор списывает стоимость поездки, на тарифе «Электронный кошелек
60 минут» это 30 рублей, на тарифе «Электронный кошелек 90 минут» – 45 рублей. В соответствии с тарифом в течение 60 (90) минут после оплаты проезда пассажир имеет право неограниченное число раз пересесть на другой маршрут общественного транспорта на территории Нижнего Новгорода, включая маршрутные такси (с буквой «Т» в номере маршрута). При поднесении карты к валидатору в следующем транспортном средстве пассажир получает билет, в котором указано, что стоимость поездки составляет 0 рублей.
На сегодняшний день, по информации перевозчиков, возникающие разовые ситуации, когда по той или иной причине не работает проездной, например, его не читает валидатор, решаются в среднем в течение часа. Руководитель ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов подчеркнул, что работу льготных проездных на бывших маршрутках в Нижнем Новгороде важно отладить к началу нового учебного года, когда школьники начнут активно ездить на учебу и на дополнительные занятия.
Поступают в кол-центр и благодарности за введение новой оплаты. Только за первые сутки таких было около 300 звонков. Пожилые люди благодарят, что сократилось время ожидания на остановках, поскольку социальный автобус уже можно не ждать.
– Приятно было в числе других звонков получить обращения от пенсионеров, которые получили возможность оплачивать льготной транспортной картой поездку в маршрутном такси, – рассказала руководитель кол-центра ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Татьяна Наугольнова.
Кстати
Свои предложения и замечания организаторы новой маршрутной сети просят нижегородцев озвучивать по телефону кол-центра: 8(831) 422 28 25. Горячая линия работает с 6 утра до 22 часов без праздников и выходных. Обратиться можно и через форму обратной связи портала интерактивной карты новой маршрутной сети нижегородской агломерации – transport.52gov.ru. Там же можно смоделировать свой маршрут, указав конечные точки, откуда и куда едете.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.