Как помочь ребенку адаптироваться к жизни в стенах храма знаний

Как помочь ребенку адаптироваться к жизни в стенах храма знаний

С первым сентября у родителей первоклассников, как правило, связаны различные ожидания, тревоги, надежды. Как сделать период школьной жизни более легким для ребенка, как помочь первокласснику адаптироваться? Этому посвящен один из медицинских лекториев «Медики для немедиков». 

Поддержать добрым словом 

– Стоит помнить, что начало школьной жизни у многих детей совпадает с кризисом семи лет. Этот период характеризуется активным развитием психики – мышления, памяти, внимания. У ребенка формируется готовность быть учеником, осваивать новые знания. Малыш учится быть частью коллектива, – рассказывает один из организаторов лектория ассистент кафедры общей и клинической психологии ПИМУ, психолог Анна Мазанова. 

Семья должна оказывать помощь ребенку в двух направлениях – на бытовом и эмоциональном уровне. Первому взрослые уделяют много внимания. Это выбор учебного заведения, учителя, закупка необходимых для школы вещей – формы, рюкзака, канцтоваров, обустройство места, где будущий ученик будет делать уроки. Но забывать об эмоциональной помощи не стоит, она не менее важна. Новое всегда вызывает тревогу. Она есть как у ребенка, так и у взрослых. Тревожность в семье усиливается в том случае, если школьный родительский опыт был негативным. 

Для того чтобы снизить эту тревожность у ребенка, нужно объяснить, что его ждет в будущем. Если он ходил на подготовительные занятия, прежде чем идти в школу, то уже получил некий опыт. 

Родителям обязательно нужно рассказать о правилах поведения в учебном заведении и зачем они нужны. Для наглядности стоит посмотреть вместе с ребенком мультфильмы, фильмы о школьной жизни, почитать терапевтические сказки на эту тему. Важно обсуждать увиденное, прочитанное, интересоваться мнением ребенка по поводу того, как лучше поступать в той или иной ситуации. Можно поиграть в школу. Это позволит малышу примерить на себя как роль ученика, так и учителя. 

Режим превыше всего

Очень важный момент – это режим дня. Подъем и отход ко сну должны происходить в одно и то же время. Также важен баланс труда и отдыха. Стоит помнить, что пик переживаний и нагрузок приходится на первые недели пребывания в школе. В этот момент уязвимо как психологическое состояние школьника, так и его соматическое здоровье. Важно не допускать перегрузок, контролировать, чтобы он расслаблялся дома и не был в напряжении. 

Родителям важно заранее оценить, сколько времени требуется на утренние сборы и на то, чтобы дойти до школы. Дети должны знать, кто их будет встречать после уроков, понимание этих мелочей уменьшит тревожность, облегчит адаптацию. Стоит начинать утро не со спешки: «Вставай быстрее, опаздываем!», а с позитива – с добрых слов, улыбки. Положительный настрой – это то, что могут дать родители ребенку, и именно он станет залогом успешной адаптации. Важно давать ребенку возможность участвовать в закупках к школе, предоставлять ему выбор – какие ручки, карандаши, ластики купить. 

Жизнь на новый лад

Адаптация в переводе с латинского – примеривание, приспособление. С другой стороны, неправильно сводить ее только к приспособлению к чему-либо. Это активный процесс включения в новую среду ради того, чтобы стать ее активным членом. 

Родители часто спрашивают, сколько времени длится адаптация. Конечно, это индивидуальный процесс, но есть усредненная, научно обоснованная цифра. В среднем привыкание к школе занимает от шести недель до полугода. 

На адаптацию влияют такие факторы, как психологический климат в семье, индивидуальные особенности ребенка, уровень подготовки первоклассника, сложность программы, отношения с учителем. 

Родителям стоит быть сни­сходительными к своему чаду. Вспомните себя в новом коллективе на новой работе, когда непонятно, кто и что из себя представляет и как нужно вести себя в той или иной ситуации. 

Также важно понять, что адаптация – это не всегда поступательное улучшение, закономерны и откаты назад, ребенок будет искать свои собственные способы решения в ситуации, сопряженной с трудностями. То есть не стоит ждать, что ему будет легче в школе с каждым учебным днем.  

Адаптируются не только школьники, но и их родители. В семье происходит перестройка жизни на новый лад. Чем проще взрослые воспримут перестройку на школьные рельсы, тем лучше. Родителям стоит осознать, что их школьный этап уже позади, учиться идет их ребенок, и у него будет свой опыт. 

Для поддержки ребенка в период адаптации важны ритуалы, например, разговор по душам перед сном, поцелуй при пробуждении или совместные вечерние чаепития.  

Не стоит сразу ждать высоких результатов, акцентироваться на хороших отметках или похвалах. Главное – настраивать ребенка на то, что он имеет право на ошибку, так как он учится, и на то, что если он будет стараться, то у него все обязательно получится. 

Зри в корень!

Как понять, что адаптация проходит успешно? Послушайте, что говорит ребенок о школе. Если он позитивно о ней отзывается, хочет туда идти, справляется с заданиями, хорошо, ровно общается с одноклассниками и педагогами, значит у него все в порядке. 

Как помочь ребенку, который не хочет идти в школу? Постараться найти причину, которая не всегда лежит на поверхности. Важны доверительные отношения с ребенком, чтобы выяснить это.

Также стоит проанализировать то, какой образ школы создан. Есть мнение, что учеба – это крест, который придется нести 11 лет, случается, что родители активно критикуют существующую систему образования, учителей, директора. Взрослым может казаться, что ребенок их не слышит, не вникает в данный разговор, но это часто не так. 

– А теперь ответьте, как ходить с радостью в школу, если о ней так пренебрежительно отзываются самые близкие люди, – задает справедливый вопрос психолог Анна Мазанова. 

Еще одна частая ошибка родителей – это завышенные ожидания. Настраивать ребенка на то, что он должен быть лучшим из лучших, не всегда правильно. Помните, что высокие оценки и похвала учителей не всегда являются гарантией его успеха. Важно выстраивать конструктивные взаимоотношения с ребенком – поддерживать и верить в него. 

Кстати 

В числе объективных факторов, влияющих на адаптацию в школе, – это включенность родителей в жизнь ребенка, общий уровень образованности семьи, учебная и психологическая, эмоциональная, волевая готовность ребенка к школе.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате