Ярким акцентом «Стрелки» стал медиаспектакль по мотивам Шекспира

Ярким акцентом «Стрелки» стал медиаспектакль по мотивам Шекспира

Фестиваль искусств «Стрелка» в 2022 году ознаменовался симфоническими и оперными концертами, которые с аншлагами прошли в новом зале «Пакгауз». Также трижды был показан медиаспектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии». 

О чем говорит Офелия?

Спектакль фестиваля – не премьера и не гастроли, как показалось некоторым зрителям. Он был показан осенью прошлого года в Красноярске, и это адаптация для нижегородской сцены. Провокационное название – только приманка для зрителя, извращенная самоирония, потому что ничего смешного в постановке режиссера Елизаветы Мороз не предполагалось. 

В повествовании слились текст шекспировского «Гамлета» и пьесы «Гамлет-Машина» Хайнера Мюллера, предъявив зрителям манифест жертвы абьюза (психологического насилия), рассказ об отношениях в семье и с любимым человеком. Монолог Офелии одновременно представляет собой и обвинительную речь на несостоявшемся суде, и поток болезненных воспоминаний на приеме у психолога, а в финале – предсмертную исповедь.

Подобно тому, как драматург Стоппард вывел из хрестоматийного произведения Шекспира Розенкранца и Гильденстерна, сделав их своими героями в период жестоких разборок в датском королевстве, в этом спектакле собраны все диалоги и упоминания в пьесе об Офелии. Однако зрителям необходимо было знать сюжет, чтобы понимать происходящее.

Актриса московского театра «Гоголь-Центр» и участница шоу «Голос» Светлана Мамрешева – во всех ролях – успешно справилась с задачей вытянуть многосоставное действо в одиночку. За час она представляет четырех персонажей, и отлично поет при этом, под аккомпанемент сводного камерного оркестра (La Voce Strumentale театра оперы и балета и «Солистов Нижнего») и дирижера Ивана Великанова. Иван Михайлович выступает, к тому же, как солист, играя на клавесине и цинке (старинном роге).

Путь на дно

Действо, усиленное визуальными проекциями и световой партитурой, сначала знакомит с милой, но безвольной девушкой, проходя со зрителем путь взросления: от беспечной юности (в мажоре), до глубоко минора – разочарования в мужчинах, с разрушительным для психики пониманием, как те ее использовали в борьбе за власть. Лишь в одном эпизоде она предстает, как продажная певичка кабаре (в нелепом парике и розовой шубе), подтвердив стилистическое созвучие постановки с жестким немецким театром.

Брат, отец и Гамлет – через характерный актерский жест в игре и «маски» (развлечение для пользователей соцсетей) – на экране-заднике проявляются наложенным на ее лицо застывшим изображением. Вступая в диалог с мужчинами (и с самой собой), она будто растворяется в них, повинуясь чужой воле. Лишь в финале, завершив свой путь на дне реки, Офелия, казалось, стала свободна. Но и этот решительный поступок семья перевела в несчастный случай.

Офелия ушла, чтобы возродиться в других эпохах вновь и вновь, оставив после себя чувство безысходности, бесправности. Впрочем, чудесная музыка европейских композиторов помогла сделать это красиво.

Ольга Николаева. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате