Первая амазонка русского авангарда исповедовала всёчество

Первая амазонка русского авангарда исповедовала всёчество

Сегодня она – одна из самых дорогих в мире художниц. А сто лет назад некоторые ее  картины были запрещены к показу. Критики не стеснялись в выражениях. Например, ее работы на крестьянские сюжеты сравнивали со «сквернословными частушками», а среди употребительных характеристик иных ее картин нередок был эпитет «уродство». 

Но давайте смотреть! В Нижегородском художественном музее (НГХМ|ИСКУССТВО XX ВЕКА, пл. Минина и Пожарского, 2/2) открылась выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда».

Собирали по всей России

Это первая выставка произведений ярчайшей представительницы русского авангарда, организованная региональным музеем. Одновременно это очередной этап долгосрочного проекта нижегородского художественного музея, посвященного классическому русскому авангарду. 

В экспозиции собрались работы Гончаровой из коллекции НГХМ, Третьяковской галереи, Пермской государственной художественной галереи… Особая сложность организации этой выставки была связана с тем, что не все расставались с Гончаровой охотно: ряд музеев посчитал невозможным даже на время лишиться ее работ, находящихся в постоянной экспозиции.

В итоге экспозицию составили 55 произведений авторской живописи и графики, в том числе всемирно известные, от самых ранних импрессионистических работ до произведений, созданных в стиле неопримитивизма, кубизма, лучизма и поздней геометрической абстракции. Плюс редкие книжные издания 1910-х – начала 1920-х годов, автографы и интересности. Плюс некоторые сведения о старинном роде Гончаровых (чего стоит один лишь факт: художница – двоюродная правнучка жены Пушкина Натальи Гончаровой) и об эпохе, в которую она жила и творила. Таков замысел куратора выставки, научного секретаря НГХМ Ирины Мироновой. 

Всё выше и выше

В начале прошлого века Наталия Гончарова вместе со своим мужем Михаилом Ларионовым открывала новые горизонты в искусстве. Сначала  в России. В 1915 году супруги уехали в Париж по приглашению Сергея Дягилева для участия в оформлении балетных спектаклей «Русских сезонов» и остались там жить.

Выставка открывает для многих Гончарову «религиозную». Эта тема вообще была актуальна в начале прошлого века – не только у художников, но и в мире искусства вообще. Потрясенные научно-технической революцией, замершие в ужасе от  катастроф и войн, иные молились, кто-то радостно, вслед за переворотами на земле принимался за ниспровержение существующего порядка в изящном мире. Гончарова видела ангелов и признавала мощь аэропланов: они сошлись для нее в единой архетипической точке.

Еще одно открытие касается картины из собрания НГХМ, вошедшей в выставку. Это весьма известные «Белки». Оказывается, на обороте этого холста есть еще одна картина, натюрморт. Его можно увидеть с помощью специально установленного зеркала. 

Неожиданный поворот последних лет: космическая тема. Холодная синь, строгие линии, небесные тела. Удивительно, но факт: Гончарова, проведя в эмиграции большую часть жизни, «открыла» для себя космос буквально за несколько месяцев до того, как первый в мире человек – русский космонавт – открыл путь в космос для всего человечества.

«Настоящая жизнь началась для меня лишь… когда я принялась за живопись, которую назвала бы космической», – признавалась пожилая художница, вдохновленная полетом советского спутника.

А вы знали?

Очевидно, что Гончарова – превосходная рисовальщица: на выставке есть и тончайшие, искусно выписанные работы. Но зачем, отчего она рисует в стиле «каляки-маляки»? Такой вопрос порой задают себе зрители.

– Я не стала бы применять такое определение стиля, - улыбается научный сотрудник НГХМ Елизавета Сурганова. – скорее, неопримитивизим, и еще многое другое. Наталия Гончарова говорила так: «Всё, что было до меня – всё мое». Есть даже специальный термин, «всёчество». Она работает во многих стилях, но неопримитивистские работы у нее самые сильные. Отказываясь от академического рисунка, от «умения» и «умелости», мастер выводит на первый план эмоции, работая как экспрессионист. А для того, чтобы картина сразу обратилась к эмоциям зрителя, с первого взгляда создала настроение, нужно, чтобы картина работала цветовыми пятнами, на подсознательном уровне безусловно воспринимаемыми цветовыми сочетаниями. Черный в сочетании с красным – знак опасности; мы считываем его мгновенно, это прошито в подкорке. Или, наоборот, скажем, «Берега Далмации» Айвазовского: нежный золотистый, розовый, голубой цвета создают буквально физическое ощущение расслабленности, покоя и довольства. Если бы художница вырисовывала правильно и красиво, зритель отвлекся бы на разглядывание рисунка. Красивый рисунок просто убьет экспрессию цвета.

Выставка открыта для посещения до 23 октября. Кстати, 17 октября исполнится 60 лет, как Наталия Гончарова ушла из жизни. 12+

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате