«Место музея посредине между храмом и диснейлендом», – заметила, процитировав слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова на форуме федерального проекта «Музейные маршруты России», который прошел в Нижнем Новгороде.
«Упаковать» культуру
По ее словам, музейные сотрудники должны не только сохранять культурное наследие, но и научиться продвигать его, показывать, как можно большему количеству людей, которые во время путешествия хотят увидеть чудо и эксклюзив.
– «Музейные маршруты России» – проект уже известный всему музейному сообществу, от таких грандов, как Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи до региональных и муниципальных музеев. Почему этот проект нужен всем? Потому что наши музеи пришли к пониманию, что их продвижение, их известность в стране, в других регионах недостаточна. Она недостаточно соответствует тому культурному наследию, богатству, которое хранится в собраниях наших музеев. И это независимо от их масштаба, – подчеркнула Алла Манилова.
Она отметила, что, например, музей в городе Космодемьянске Марий Эл – маленький, но в его фондах хранятся такие сокровища, которые с удовольствием и постоянно берут в свои выставки большие федеральные музеи, такие как Третьяковская галерея.
– Нет учебников, где было бы написано, как продвигать музеи. Вместе с профессиональными объединениями в сфере туризма мы ищем и все же находим рецепты их продвижения. Ситуация за эти два года существования проекта в стране уже кардинально изменилась. Когда туроператоры говорят о том, что им легче стало продавать музейный продукт – это значит, он хорошо и правильно упакован. И это то, чем мы вместе занимаемся, – рассказала Алла Манилова.
«Картинка» меняется
По ее словам, мероприятие проходит в Нижегородской области не случайно. Задача –показать, как восхитительно изменился город и современное пространство для жизни и деятельности людей. Разница в «картинках», что было и что стало – потрясает воображение. Замминистра отметила, что Нижний Новгород – один из самых недооцененных в туристическом плане городов, поскольку в советское время был закрыт для посещения. Сейчас открыт и развивается, но все равно еще имеет «космические перспективы».
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин и директор Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов рассказали
о том, какие изменения произошли после реконструкции. Их много. Так, одно из пополнений – художественному музею передали еще одно здание в кремле – Манеж. Теперь там проходят выставки. А в середине XIX века помещение было построено для отработки навыков верховой езды, крытая площадка принадлежала военному ведомству.
Юрий Филиппов напомнил, что после «закольцовки» кремля можно отправиться в самый длинный в России маршрут по кремлевской стене. Имеется и очень интересная, особенно для подростков локация – подземелье, куда пускают только по Пушкинской карте. По словам министра культуры Нижегородской области Натальи Сухановой, всего в регионе работает 73 музея: один федеральный – Арсенал, четыре региональных, 58 муниципальных и десять частных. Все музеи областного центра к юбилею благоустраивались и расширяли экспозицию. Кроме того, там появились музейные дворики, кафе, сувенирные лавки и многое другое. Создана «Музейная набережная», которая изначально объединила пять музеев и продолжает расширяться. Все это позволило по сравнению с допандемийным годом увеличить число посетителей.
Своими успехами делились и приехавшие на форум гости. Например, директор музея-заповедника И.С. Тургенева Сергей Ступин в ковидный год сумел привлечь на организованный в селе Спасское-Лутовиново фестиваль больше тысячи участников. Удалось договориться о строительстве гостиницы. Появились свои ноу-хау – ночные программы. Для уборки урожая в саду усадьбы стали приезжать волонтеры, музейные сотрудники устраивают для них чаепития, организуют концерты... Привлекают в музей шахматными турнирами...
На поле битвы за молодежь
Как заметили на форуме его участники, лучшие «паровозы» культурного туризма – это дети. Один ребенок, которому понравилась программа, второй раз привозит за собой дополнительно как минимум еще двоих взрослых людей. Но как стать для ребят интересными, чтобы они вернулись?
– Мы работаем над этим, – сообщила генеральный директор государственного музейно-выставочного центра
«РОСИЗО» Ольга Галактионова. – У нас в Москве недавно прошел совместный с «Планетой 9» проект, посвященный Виктору Цою. Это была огромная мультимедийная выставка, которая стала молодежи интересна и по подаче материала, и по выбору героя...
Ольга Галактионова отметила, что детям надо давать то, что удовлетворяет их тягу к познанию жизни и мира.
– Очень важно – следовать за ними, не потакать низменным желаниям, наша задача иным способом сделать музейный продукт интересным для молодого поколения, – сообщила она. – У нас огромное количество конкурентов: соцсети, «черный» интернет, поэтому мы сейчас находимся на поле битвы за молодое поколение.
Как рассказал на мероприятии Юрий Филиппов, когда он с коллегами был в археологической экспедиции, к ним пришли на экскурсию разновозрастные ребята из спортивного лагеря.
– Как у них «горели» глаза! Думаю, такой формат тоже надо будет применять, – заметил директор Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
По мнению учредителя «Нижегородской гильдии экскурсоводов и гидов-переводчиков» Александры Шаровой, туристы любят и хотят бывать в музеях, если они хорошие.
– Музей должен отражать дух территории: туристы все посмотрели, а узнать подробнее они могут в музее. Или музей должен быть уникальным. Например, в Великом Устюге люди пойдут в музей Деда Мороза, в Ижевске – в музей Калашникова, в Нижнем Новгороде – в Арсенал и в пакгаузы на Стрелке, потому что такого нигде больше нет, – считает она. – Для музея очень важно место размещения, поэтому все музеи на «Музейной набережной» всегда будут пользоваться спросом. Это Художественный музей, Историко-архитектурный и другие. А в музей Сахарова поедут не все. Но есть люди, которые специально приезжают, чтобы побывать в нем.
Александра Шарова заметила, что проект «Музейные маршруты» ценен тем, что позволяет каждому музею понять, зачем он нужен и что миру несет.
Светлана Муратова.