Масштабный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» открылся в нижегородских пакгаузах на Стрелке

Масштабный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» открылся в нижегородских пакгаузах на Стрелке

В выставочном пакгаузе на Стрелке, на площадке которого Нижегородский государственный художественный музей реализует специальную экспозиционную программу, открылся масштабный международный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации». На выставке представлено 300 гравюр из уникальной коллекции современного меццо-тинто Екатеринбургского музея изобразительных искусств. 

«Проведение открытых фестивалей приносит пользу всей сфере искусства. И нынешняя выставка – еще один пример: эта часть музейного собрания начала формироваться благодаря проведению в Екатеринбурге Международного фестиваля меццо-тинто, который, начиная с 2011 года, удалось провести шесть раз. Сегодня музейная коллекция современного меццо-тинто насчитывает более 1 500 работ 250 художников со всего мира, работающих в этой изысканной и чрезвычайно трудоемкой технике гравюры. Выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» в Нижнем Новгороде – первый столь масштабный «гастрольный показ» беспрецедентного собрания, аналогов которого не существует среди музейных и частных коллекций мира», — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

Проект ознакомит нижегородцев и гостей города с работами десяти звезд современного меццо-тинто: Арта Вергера (США), Ги Ланжевена (Канада), Деборы Чапман (Аргентина), Марка Фризинга (Люксембург), Мартина Митчелла (Великобритания), Эрлинга Вальтюрсона (Норвегия), Томаша Винярски (Польша), Хашми Аззы (Бельгия), Бонми Сангхума (Таиланд) и Микио Ватанабе (Япония – Франция). В разные годы все эти художники становились победителями Международного фестиваля меццо-тинто (за исключением бельгийца Хашми Аззы – мэтра «черной манеры», участвовавшего в проекте вне конкурсной программы). Каждый из десяти авторов в свое время принял решение преподнести в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств свои лучшие работы.

«Мне особенно приятно открывать эту выставку в новом невероятно стильном культурном пространстве – пакгаузах. Особую радость этому событию придает тот факт, что мы двигаемся вперед вместе с нашим другом – Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. Нас уже связывают многие уникальные проекты, надеюсь, впереди еще много страниц плодотворной совместной работы. Отдельно хочу поблагодарить правительство и министерство культуры Нижегородской области за доверие к нашему музею и поддержку столь смелого культурного события», – подчеркнул на открытии выставки генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. 

Экспозиция в выставочном пакгаузе представляет спектр индивидуальных авторских манер, разнообразие тем, сюжетов и жанров, возможность сопоставления альтернативных технических подходов – как методов, соответствующих классическому канону, так и новаторских экспериментов. Выставка продлится до 27 ноября. Приобрести билеты можно на сайте пакгаузов и НГХМ. Экспозиция доступна по «Пушкинской карте». 

Отметим, что проект «Меццо-тинто: полутона и интонации. 3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «черной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств» – это премьерный показ в череде выставок, организуемых НГХМ на экспозиционной площадке в выставочном пакгаузе – новом современном культурном центре на Стрелке. Спустя сто с лишним лет после проведения в Нижнем Новгороде знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, после реставрации и масштабных работ пакгаузы обрели новую роль знаковых пространств для реализации современных выставочных и концертных проектов.

Режим работы выставки «Меццо-тинто: полутона и интонации»:

Вторник – среда – с 10.00 до 18.00,

Четверг – с 12.00 до 20.00,

Пятница – воскресенье – с 11.00 до 19.00,

Понедельник – выходной.

Справка

Ажурные металлические конструкции, установленные на Стрелке, – часть главного выставочного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. В начале XX века конструкции перенесли в порт, где использовали в качестве основы для строительства складов. Обнаружили пакгаузы только в 2015 году. 

После проведения масштабных работ в 2022 году внутри «стальных кружев» открылись многофункциональные культурные пространства – концертный и выставочный пакгаузы. Проект приспособления металлических конструкций к новому использованию разработало архитектурное бюро «СПИЧ» (под руководством Сергея Чобана).

Меццо-тинто – это редкая техника гравюры на меди. За своеобразие художественного языка ее также называют «черной манерой», поскольку приверженцы этой разновидности печатной графики работают не вполне традиционным образом: вместо того, чтобы создавать темные контуры и силуэты на светлом фоне, они «добывают» свет из темноты. Меццо-тинто позволяет создавать светоносные образы – почти до иллюзорности реалистичные изображения – благодаря плавным, «живописным» градациям полутонов от глубокого бархатно-черного до чистого белого цвета. Техника меццо-тинто, изобретенная в XVII столетии для воспроизведения и тиражирования живописных полотен, на современном этапе развивается как самостоятельное авторское искусство элитарного характера, в «черной манере» работает не более пяти сотен авторов по всему миру.

Фото - НГХМ

Следите за нашими новостями в удобном формате