Это сладкое слово «халява»

Это сладкое слово «халява»

Заходим в один из крупных торговых центров Нижнего Новгорода и направляемся к самому яркому магазину, пестрящему вывесками: «Распродажа, 50 — 70 процентов на все». У входа нас встречает стойка с небрежно раскиданными вещами: «Все по 99».

Распродажная логика

Остановившись возле нее и порывшись в ворохе маек, блузок, брюк и свитеров, не находим ни одного ценника с этой суммой. На наш вопрос, где же вещи с заявленной ценой, продавщица невнятно бормочет, что все раскупили. На нашу просьбу убрать завлекающую вывеску с данного стенда, помявшись, отвечает отказом.

Это лишь один из немногих способов «распродажных хитростей». Часто в куче «все от 99» или «минус 80 процентов на все» можно не обнаружить ни одной вещи с заявленной ценой. Магазины любят, к примеру, объявить о грандиозных скидках, а реально уценить только пару-тройку убогих кофточек. Или действительно скинуть полцены, но только на вещи самого неходового размера XS, в которые с трудом втиснется даже подросток. При этом модели самых востребованных размеров M и L будут продаваться по прежней цене. Очень часто магазины заманивают покупателей «грандиозными скидками до 90 процентов», а на деле уценяют коллекцию на 20 — 30 процентов. И на вполне резонный вопрос покупателей: «А почему так?» — отвечают: «Но ведь это и есть до 90 процентов». Логично, и с этим никак не поспоришь.

Ценники с обманом

Бывает и так. Сезон весна-лето начинается 15 февраля и кончается 15 августа. Все остальное время считается осенне-зимним сезоном. Под заманчивой вывеской «распродажа» можно приобрести вещь и по обычной цене. Некоторые продавцы все еще практикуют такие методы, вешая привлекательные ярлычки, но забывая при этом снижать цены. Правда, крупные сетевые магазины известных марок этим обычно не грешат. На дутые скидки можно нарваться скорее в небольших магазинчиках, торгующих безымянными турецкими вещами.

— В одном из популярных молодежных магазинов не так давно я купила зимнюю куртку с очень неплохой скидкой, но ее прежняя цена, как позже я узнала, оказалась на несколько сотен рублей ниже, — рассказывает покупательница Елена Метелькова. — На летней распродаже выгодно покупать зимние вещи, и наоборот. На стойке висели всего четыре куртки маленького размера, и одна мне понравилась, да и цена была всего 1200 рублей, поэтому я ее сразу же купила. Придя домой и срезав с куртки все ярлыки, я стала их изучать. На картонном ценнике с описанием данной модели поверх друг друга были наклеены несколько ценников. Верхняя цена была 1200, ее я и отдала за куртку. Следующая цена под ней была 1350, а еще ниже — 999 рублей. Выходит, я даже переплатила.
Конечно, магазины вправе самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, но, согласитесь, оказаться в подобной ситуации и чувствовать себя обманутым мало приятного.

— Я приглядела бижутерию в одном молодежном магазине, где продается и одежда, и обувь, и аксессуары, — рассказывает Ирина Бакина. — Цены там неплохие сами по себе, а в сезон распродаж я обычно совершаю там очень много покупок. На ценниках помимо рублевой стоимости указана стоимость вещей в евро, фунтах, долларах и других валютах. Я никогда не обращала на это внимания, но однажды, стоя в очереди перед кассой, решила посчитать. На браслете значилась цена 5 долларов. Рядом наклеена его изначальная стоимость в рублях — почему-то 250 рублей. Даже если считать доллар по курсу 35 рублей и умножить на 5, получается 175, а никак не 250. Рядом наклеен оранжевый ценник — последняя цена 199. В итоге самая первая цена даже ниже, чем на распродаже. На магазин я обиделась и решила больше ничего там не покупать.

Все в кучу

Вывешивать вперемешку вещи со скидкой и без — еще один распространенный прием, который используют в магазинах во время распродаж. Здесь надежда на то, что клиенты не разберутся и раскупят все. Продавцы резонно полагают, что среднестатистический покупатель без труда разделит исходную сумму на два. Так что, если вещь продается с 50-процентной скидкой, цену урезают по всем правилам. А вот утруждать себя более сложными вычислениями, скажем, отнимать 35 процентов от 1567 рублей, станут немногие. Поэтому, когда скидка колеблется от 15 до 45 процентов, торговцы не стесняются накинуть лишнюю сотню-другую. К примеру, в одном из магазинов все того же крупного нижегородского торгового центра мы заходим в магазин одежды более высокого качества и смотрим на ценники. У стойки с табличкой «-50 процентов» берем в руки строгие женские брюки и начинаем рассматривать. На свеженаклеенном ценнике — сумма 850 рублей. Это уже со скидкой. Но если пристально приглядеться, то через прилепленный бумажный квадратик можно разглядеть старую цену — 1140. Простой арифметический подсчет показывает: новая цена в 850 рублей — это вовсе не половина от старой, то есть скидка меньше 30 процентов. Показываю ценник продавщице, она закатывает глаза: «Ой, ну что вы придираетесь, подумаешь — вещь случайно на эту стойку попала!» Ага, конечно, а ничего, что рядом еще три таких же пиджака висят? И на них ценники получше приклеены, так и не догадаешься, что скидка совсем не вполовину.

— В таких случаях советую действительно ходить с калькулятором и высчитывать проценты, — рассказывает шопоголик со стажем Татьяна Макеева. — Когда я вижу, что скидка не соответствует цене, то подхожу к продавцу и прошу продать мне вещь с учетом заявленной процентной скидки. Если продавец отказывается это сделать, просите позвать администратора и напишите в жалобную книгу вашу претензию. Не давайте себя обманывать!

Стратегический натюрморт

Чтобы подхлестнуть покупательский ажиотаж, магазины часто практикуют «завлекающие» вывески, торопящие своих клиентов купить вещи со скидкой. Надпись на витрине: «Только до 10 июля — скидка 20 процентов на все!» В этом случае торопиться точно не стоит — наверняка после 10 июля скидки никуда не денутся, а, наоборот, вырастут до 30 — 50 процентов и выше.

Обычно где-нибудь на входе нас встречает стол с табличкой: «Все по 99», на котором сваленные в кучу вещички, вроде как покупатели накидали. И далеко не вся одежда там по той самой цене в 99 рублей, чаще всего — подороже. На самом деле весь этот «натюрморт» — тщательно продуманная маркетинговая стратегия, заставляющая нас подойти, порыться и что-нибудь да купить. Из той же серии — «Купи два предмета и выбери третий в подарок». Подумайте: а нужен ли вам этот второй и третий предметы?
В общем, учитесь делать покупки на распродажах, пользоваться скидками и акциями, и тогда все рассказы про сплошной обман останутся просто досужими разговорами.

Елена МИТЯГИНА.

Справка «НН»

Распродажи, как правило, включают в себя три стадии и по продолжительности могут достигать двух месяцев. Летние начинаются в середине июня и заканчиваются в начале августа, зимние — с середины декабря до начала марта.
Иногда оставшийся ассортимент оставляют и на более поздний срок, выделяя для него особую зону в торговом зале. Классические скидки на первом этапе составляют 20 — 30 процентов, на втором — 50, на третьем — 70. Скидки в 80 — 90 процентов на российском рынке большая редкость.
Сроки начала и завершения действия скидок зависят от маркетинговой политики компании и продаж в сезоне.

Следите за нашими новостями в удобном формате