Нижегородец Алексей заметил интересную тенденцию, как только ему на банковскую карту приходит заработная плата, практически сразу поступает звонок от неизвестного, который называет его по имени-отчеству. Разговаривать с такими собеседниками Алексей опасается и сразу кладет трубку.
Достали всех
А вот супруг нижегородки Натальи не боится. Она сообщила, что ему нравится «троллить» аферистов. Он с ними долго переговаривается, пока они сами не бросают трубку. Насколько это опасно? Интересуется женщина, ведь немало случаев, когда люди называют пин-коды, даже не желая этого. Яркий пример – дочка Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России, у которой мошенники тоже сняли деньги с карты.
– Безусловно, масштаб мошенничества ужасает, звонки откровенно «достали» граждан, и троллинг злоумышленников уже стал национальным видом спорта. Однако продолжение общения со злоумышленником может нести серьёзные риски, – предостерегает эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, руководитель платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева. – Известны случаи, когда оскорблённые и злопамятные мошенники мстят таким троллям – делают слепок голоса и с помощью технологий Deepfake (слово происходит от deep learning (машинное обучение) и fake (фейк, подделка). – Ред.) фабрикуют компрометирующие записи, используемые в дальнейшем для шантажа, взламывают соцсети, вредят и пакостят другими способами. Так что лучше не провоцировать, завершить разговор и блокировать номер.
Эксперт отмечает, что важно помнить: активные звонки из банка, полиции, ФСБ, прокуратуры, Центробанка – это всё методы социальной инженерии и инструмент мошенников. До тех пор, пока клиент банка не сообщил никаких платёжных и персональных данных о себе или самостоятельно не перевел деньги третьим лицам, – безопасность и сохранность денег – это ответственность банка.
– В случаях же, когда под давлением граждане сообщают все вышеперечисленные сведения злоумышленникам или самостоятельно переводят средства, доказать факт мошенничества и вернуть деньги пока практически невозможно, – говорит Евгения Лазарева.
Данные утекают в даркнет
Похожая ситуация: после обращения в кол-центр банка звонит недобросовестный юрист, который зазывает на бесплатную консультацию. Напомним, мы писали о таких юристах. Они предлагают ничего не подозревающим нижегородцам заключить договор на услуги, которые человеку фактически не нужны. Например, читатель газеты просил составить заявление в суд, а его убеждали в том, что надо «до кучи» обратиться еще в прокуратуру и Роспотребнадзор. Расценки у таких юристов очень высокие, а вот практическая польза от них минимальна, если вообще имеется.
Главное – непонятно, как такой юрист узнал, что человеку требуется помощь? Ведь обращался клиент банка в кол-центр финансового учреждения, а не в юридическую компанию. Более того, о юридической поддержке даже не просил.
– По разным оценкам от 60 до 80 процентов случаев утечек данных потребителей на финансовом рынке приходится на действия или пособничество отдельных недобросовестных сотрудников банков и микрофинансовых организаций (МФО), – отвечает на наш вопрос руководитель платформы «Мошеловка» (ресурс размещает алгоритмы схем мошенничества, памятки и образцы документов, которые помогут людям минимизировать возможный ущерб). – Но важно отметить, что это не политика участников рынка, а именно действия отдельных сотрудников, использующих служебное положение и разглашающих сведения, ставшие им известными в ходе служебной деятельности.
По словам Евгении Лазаревой, данные о состоянии счетов, платёжные реквизиты и персональные данные утекают и в даркнет (группа веб-сайтов, доступных только через специализированные браузеры. - Ред.), и непосредственным интересантам (в данном случае юристам) за большие деньги.
– Проблема заключается в недостаточно эффективной работе служб безопасности бизнеса с кадрами, на наш взгляд, – говорит эксперт, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков». – С этим пытаются бороться, но пока, к сожалению, недостаточно успешно.
Причем, по словам Евгении Лазаревой, данные утекают не только из банков, но и логистических компаний, из медицинских лабораторий и клиник, из сетей магазинов, служб доставки и отелей. Она рассказала, что ОНФ обращался в 2018 году к Генеральному прокурору и в Минцифры России в связи со случаями, когда сведения о ДТП или о летальных случаях передавались автоюристам и в похоронные бюро. В итоге их сотрудники оказывались на месте происшествия раньше полиции и скорой помощи.
– В качестве борьбы с этим явлением предлагается накладывать чувствительные штрафы и разные по степени суровости уровни ответственности на источников утечек, – говорит Евгения Лазарева. – Но пока, к сожалению, этот вопрос только обсуждается и мера не закреплена законодательно.
Кстати
Несмотря на то, что сумма, отданная мошенникам россиянами во втором квартале 2022 года уменьшилась, по данным Банка России, на 5,5 процента, все равно она составляет (только за один квартал!) более 2,8 млрд рублей (за тот же период прошлого года было более 3 млрд рублей!).
Причем снова увеличилось количество краж через банкоматы и терминалы (часто люди, к сожалению, самостоятельно переводят деньги аферистам!). Правда, суммы стали меньше. Если во втором квартале прошлого года наши сограждане таким способом лишились свыше 400 млн рублей, то в этом – около 300 млн рублей.
В разы, по сравнению с тем же периодом прошлого года, возросло число мошеннических телефонных звонков: с городских номеров – более чем на 300 процентов, с 8,4 тысячи до 41,4 тысячи. А с мобильного на мобильный россиянам стали звонить и того чаще. Если во втором квартале 2021-го зафиксировано 3,1 тысячи звонков, то за тот же период этого – больше 75 тысяч. В апреле-июне этого года Банк России инициировал блокировку 117,6 тыс. телефонных номеров, что превышает аналогичный показатель прошлого года почти в десять раз. Больше чем в полтора раза возросло число мошеннических интернет-ресурсов, которые были заблокированы.
Важно
Когда человеку звонят якобы из банка, первое, что стоит сделать – завершить звонок и обратиться в свой банк самостоятельно по номеру, который указан непосредственно на карте или в договоре на обслуживание счёта. Такие действия будут самыми безопасными, поскольку злоумышленники часто пользуются технологией подмены номера и при звонке может определяться официальный номер банка, отдела полиции и других госорганов.
Сотруднику кол-центра следует сообщить о произошедшем и заявить о желании составить претензию о ненадлежащей обработке персональных данных и передачи третьим лицам сведений по счёту. После этого не лишним будет написать заявление в полицию (и лучше, конечно, не участковому, а в отделение) и прокуратуру.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.