На сцену он выходил даже слепым

На сцену он выходил даже слепым

Вацлав Дворжецкий прожил сложную жизнь не только на сцене.На днях исполнилосль сто лет со дня рождения народного артиста России и человека необыкновенной судьбы.

В театр — через лагеря

Горьковчане узнали этого талантливого актера и красивого человека в конце 1950-х годов. Не заметить Дворжецкого было невозможно: звучная польская фамилия, дворянская стать, умное, интеллигентное лицо. И кто бы мог догадаться, что позади у этого нового актера Горьковского драматического театра почти пятнадцать лет лагерей…
Впервые девятнадцатилетний студент Киевского политеха был арестован в 1929-м за участие в студенческой организации ГОЛ (группа освобождения личности) и семь лет строил в лагерях железные дороги. Освобожденный в 1937 году, Дворжецкий вновь был арестован в 1941-м и вплоть до 1946-го оставался узником ГУЛАГа. Сам Вацлав Янович никогда не жалел об этих годах.

— Я сейчас анализирую то, что со мной произошло, и вот парадокс: моя судьба кажется мне сложившейся на редкость удачно. «Там» я многое наблюдал, многое увидел и понял. До лагеря мне пришлось заниматься в театре — в глухой Медвежке довелось играть в самой, может быть, великой труппе в своей жизни. Лагеря собирали лучших людей страны, большую часть творческой элиты, цвет нации, там была огромная концентрация порядочности, мужества, доброты и свободы. Это объективно, и это не идет ни в какое сравнение с сегодняшней разобщенностью и отчужденностью людей, формально свободных. В Соловках, на Беломорканале, в Сибири — везде мы уже ничего больше не боялись…
Не сломаться, выжить, пройти через все унижения сталинских лагерей помогал театр, к которому приобщился Вацлав Янович еще в студенчестве в Киеве.

Просто хороший артист

Звездные годы в жизни и актерской судьбе Вацлава Дворжецкого связаны с Горьким, куда он приехал вместе с женой Ривой Яковлевной Левите в 1950-е. У него долго еще не было никакого почетного звания, кроме одного — «хороший артист», но Дворжецкий каждой ролью, каждым спектаклем подтверждал его. Выйдя впервые на горьковскую сцену в 1958 году в неприметном спектакле «Куда текут реки», в последний раз Мастер ступил на нее уже совсем слепым в 1993 году на юбилее народной артистки России Раисы Вашуриной.
Почти тридцать лет (с перерывом) горьковчане аплодировали талантливому артисту за его лучшие сценические создания, а это были Суслов в «Дачниках», Лузгин в «Фальшивой монете», Лука в «На дне», Каренин в «Анне Карениной», Блок во «Вьюге» Раздольского, Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад» Уильямса. Последняя его роль на горьковской сцене — маркиз де Сад в спектакле Ефима Табачникова «Преследование и убийство Жан-Поля Марата».

По-русски, без наигрыша

Вацлаву Дворжецкому была присуща сдержанная, мягкая манера игры при большом внутреннем драматизме. Лишенный актерского наигрыша и позы, всего показного и неестественного, Дворжецкий являл собой тип подлинного актера-интеллигента. Вся его творческая биография подтверждает одно драгоценное и исконно русское качество в искусстве: просто, некрикливо, без всяких ухищрений творить неповторимое. А неповторим Вацлав Янович был во всем.
Как только ему исполнилось 60 лет, он подал заявление об уходе на пенсию. Ему хотелось пожить жизнью свободного человека, не скованного расписанием и контрактами. Умелец на все руки, актер страстно любил охоту, рыбалку, держал сад с пасекой, строил яхту, был автолюбителем.
— Отец был жаден и ненасытен до новых впечатлений и ощущений, поэтому были изъезжены все соседние города и области с охотой, рыбалкой, кино- и фотосъемкой. Были акваланги. В Омске он сам построил яхту и катамаран, — вспоминал потом младший сын Евгений Дворжецкий.
Однако с творчеством Вацлав Янович не порывал — по приглашению играл в столичном «Современнике» и снимался в кино. С десятой музой у Дворжецкого сложился плодотворный союз: впервые снявшись в фильме Басова «Щит и меч» в 1967 году, актер сыграл затем около сотни ролей, в частности, в таких лентах, как «Угрюм-река», «Конец Любавиных», «Красное и черное», «Емельян Пугачев», «Письма мертвого человека», «Тегеран-43», «Белые одежды».

Наследники ушли рано

Мастер стал родоначальником актерской династии — по его стопам пошли оба сына.
После освобождения в 1937 году Дворжецкому определили место проживания в Омске. Здесь в ссылке он познакомился с балериной Таисией Владимировой. Они поженились, и через год у них родился сын Владислав. В юности тот хотел посвятить себя медицине, но увлечение театром победило, и он поступил в труппу Омского драмтеатра. Знаменитым Владислав проснулся после выхода на экраны фильма «Бег», где сыграл генерала Хлудова. Кстати, этого героя Алов и Наумов разглядели в Дворжецком не сразу — пробовали его совсем на другие роли. Помимо этого, Владислав снялся в картинах «Возврата нет», «Капитан Немо», «За облаками небо», «Земля Санникова», а также в эпизодах в легендарном «Солярисе» Тарковского и в «Легенде о Тиле»… Не дожив до сорока лет, Владислав умер от острой сердечной недостаточности в гостинице Гомеля…

Во время второй «отсидки» Вацлав Дворжецкий познакомился с вольнонаемной служащей, и на свет появилась девочка, которую назвали Татьяной. В 1945 году Вацлав Янович освободился и вернулся в Омск. Но жена не смогла простить мужу измены и подала на развод сразу после его освобождения. Однако чинить препятствия в общении отца и сына не стала.
Работая в Омском драмтеатре, Вацлав Янович познакомился с молодой выпускницей режиссерского факультета ГИТИСа Ривой Яковлевной Левите, которая попала в Сибирь по распределению. Потом ее вызовут в горком партии и проведут угрожающую беседу: «Человек, который отсидел четырнадцать лет, недостаточно благонадежен, а вы молодой специалист с перспективой, что же вы делаете?» Но об этом разговоре Рива Яковлевна расскажет мужу лишь спустя годы…

В самом начале 1950-х они поженились. В 1960 году у Вацлава Яновича и Ривы Яковлевны родился сын Евгений Дворжецкий, который пошел по стопам отца и брата: окончив театральное училище имени Щукина, стал актером Молодежного театра в Москве. Кстати, со старшим сыном Дворжецкого Владиславом у Ривы Яковлевны были теплые отношения, он даже называл ее «любимой мачехой».
Широкую известность младшему из Дворжецких принесли фильмы «Узник замка Иф», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», а также работа на телевидении. Но и Евгения постигла трагическая участь — в 1999-м он погиб в автомобильной аварии…
А Рива Яковлевна — любимейший педагог студентов и выпускников Нижегородского театрального училища — и по сей день живет в нашем городе.

Запоздалая справедливость

До последних дней Вацлав Дворжецкий вел активный образ жизни. Даже практически потеряв зрение, он нашел способ готовить роли. Жена надиктовывала тексты на магнитофон, а он по этой записи учил слова.
Справедливость восторжествовала слишком поздно: лишь в 1990 году Дворжецкому было присвоено звание народного артиста России. И только в 1991-м он был реабилитирован по второму сроку.
11 апреля 1993 года Вацлава Яновича не стало, а вскоре вышла из печати его книга «Пути больших этапов», в которой актер рассказал о жизни в ГУЛАГе.
На днях к 100-летнему юбилею выдающегося русского артиста почта России выпустила специальный конверт, посвященный Вацлаву Дворжецкому.
Подготовили Вячеслав ЖУЧКОВ, Ольга ГОРНОВА.

Елена Бушуева: — Я думаю, от Вацлава Яновича Евгению Дворжецкому досталась сложность характера. Старший Дворжецкий — человек очень интересный, много повидавший, он всегда четко знал, что в этой жизни хотел. Вацлав Янович, уже признав Владика как самостоятельную творческую единицу, очень дорожил своей фамилией и без восторга отнесся к проявлению Женькиного желания стать актером. Это право надо было заслужить. И естественно, он никогда Жене в этом не помогал. У Вацлава Яновича был лозунг: «Я сам все сделал, и ты сам все делай. Я сам стал артистом, и ты становись артистом. Я создал свой дом, и ты создавай».

Справка «НН»

Вацлав Дворжецкий родился 3 августа 1910 года в Киеве в семье потомственных дворян. Помимо Горьковского драмтеатра работал в театрах Омска, Саратова и Москвы.

Следите за нашими новостями в удобном формате