20 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения нижегородского художника Израиля Марковича Ашкенази (1917 – 2001).
В 1937 году он поступил в Горьковское художественное училище, в 1940 году окончил подготовительные курсы Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
Когда началась война, молодой художник отправился на фронт: сначала простым стрелком, затем был разведчиком, бойцом орудийного расчета. Воевал на Курской дуге, под Великими Луками... Занимал должности от командира взвода до начштаба 241-го минометного полка 21-й артиллерийской Духовщинской Краснознаменной дивизии РГК, награжден двумя орденами – Отечественной войны первой степени и Красной Звезды, медалями.
После войны майор Ашкенази учился в Военной академии имени М.В. Фрунзе и желал продолжить работу на военном поприще, но семь ранений и тяжелые болезни дали о себе знать. Он уволился в запас… и три года спустя вернулся на путь, избранный им в довоенное время: учился в Киевском художественном институте в мастерской народного художника СССР Алексея Шовкуненко, работал в Одесских художественных мастерских. В 1957 году вернулся в родной город.
Израиль Ашкенази вошел в историю как незаурядный пейзажист, автор тонких философски наполненных портретов и монументальных росписей. Кстати, он был первым главой горьковской секции художников-монументалистов.
В 1959 году Израиль Маркович создал первую в Горьком роспись в стиле альфреско в сормовском кинотеатре «Буревестник» – величественную, драматическую композицию! Как рассказал «Нижегородским новостям» местный патриот Алексей Гулевских, десять лет назад картина была закрыта стеновыми панелями с абстрактным рисунком. Но прошло еще пять лет и во время ремонта выяснилось, что старая картина не уничтожена, а только скрыта. Произведение было отреставрировано. Сейчас им могут любоваться все желающие.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.