Как себя чувствуют люди с инвалидностью, проверили в одном из банков

Как себя чувствуют люди с инвалидностью, проверили в одном из банков

Нижегородец Роман Кедр потерял зрение в девять лет, получил первую группу инвалидности. Однако не замкнулся на себе, он не только окончил школу, но и получил несколько высших образований. 

– По первому базовому образованию я психолог, – говорит Роман.  – Кроме того, больше 14 лет занимаюсь ароматерапией. Сейчас являюсь бизнес-тренером и крауд-продюсером (эксперт по упаковке, запуску и продвижению социальных или творческих инициатив при помощи коллективного финансирования. – Ред.). Собираю средства на развитие настольного тенниса для незрячих. 

Учитывая большой опыт работы с социальными проектами, Роман с удовольствием откликнулся на просьбу одного из банков показать, как в жизни чувствует себя незрячий человек, и провел для его сотрудников экскурсию с завязанными глазами.

– Трость – это продолжение вашей руки, – проинструктировал Роман. – Ею вы, как рукой, ощупываете перед собой пространство, слушаете, как меняется звук. Таким способом можно понять, где асфальт, а где, например, люк канализации.

Всех пришедших сотрудников Роман разделил на пары. Одному человеку завязал глаза, а второй был сопровождающим. Потом роли поменялись. Сопровождавший в паре должен был идти с той стороны, где нет трости, и подстраховывать, но не рассказывать «незрячему», что происходит вокруг. Экскурсия началась от Нижегородского театра драмы. 

– Как вы думаете, как незрячие смотрят спектакли? – спросил Роман. – Есть такая функция как тифлокомментарий. Я прихожу в театр, мне дают приборчик, который во время спектакля рассказывает, что происходит на сцене. Некоторые сцены идут без озвучки, но они могут быть самыми важными в понимании постановки, тиф­локомментарий это позволяет сделать.

Участники экскурсии повспоминали, какого цвета здание драмтеатра, и пошли через парковку к зданию гостиницы. На пути попадались ступеньки, бордюры. Препятствием для неискушенных стали ступеньки: чтобы не упасть, надо определенным образом ставить на них трость, чтобы узнать, где ступень начинается, а где заканчивается. После этого было предложено на ощупь определить, что банкиры держат в руках? С заданием справились не все. 

После этого экскурсанты учились переходить через дорогу, опять спускаться и подниматься по лестнице, определять запахи и многое другое. Серьезным испытанием и своего рода «китайской грамотой» стало изучение шрифта Брайля (он предназначен для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми). 

– Мы считаем, что эмпатичны, но не всегда знаем, насколько технологии, которые мы внедряем, работают и подходят для наших клиентов, – заметила участница экскурсии Елена Легких. – Поэтому было решено провести такое мероприятие, когда мы сами попали в состояние клиентов, которые плохо видят, и попробовать «прожить» их путь. Уверена, что коллеги перестроили свое сознание.

Нашли во время экскурсии и недостатки в обслуживании банка. Оказалось, что банкомат, с помощью которого Роман хотел снять деньги с банковской карты, не озвучивает операции, как это он должен делать для незрячих. 

– Банку надо обратить больше внимания на инфраструктуру офлайна, – считает Роман Кедр. – Здесь деньги я бы снять не смог.

Кроме того, он рассказал, что имеются жалобы на то, что в офисах банка не всегда замечают людей с ограничением по здоровью. 

– Некоторые коллеги говорят, что к ним никто не подходит. Попадаешь в отделение и как будто в пустоте. Надо взять талон, но кто может помочь? Если кто-то из посетителей помог, то непонятно, куда направляться дальше. Должно идти развитие персонала в этом ключе. Белая трость – это сигнал, что человек плохо видит, – отметил Роман.

Светлана Муратова. Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате