Вполне возможно, что гений и злодейство – две вещи несовместимые. Зато, как показывает практика, очень даже совместны между собой гений и, скажем так, помешательство.
У ряда известных творцов было официально диагностировано то или иное психическое нездоровье, и общество относится к этому с пониманием. Никто не сомневается в возможности сыграть ноктюрн на флейтах водосточных труб, например. Впрочем, понятие нормы в области психиатрии в известном смысле относительно и вообще, как говорит один известный доктор, нет здоровых людей, а есть лишь недообследованные. Иными словами, «если вас выпустили из сумасшедшего дома, это не означает, что вы теперь нормальный. Вы просто стали таким как все».
Это всё к тому, что в НГХМ|Искусство XX века (площадь Минина и Пожарского, 2/2) проходит выставка «Границы неПОНИМАНИЯ-2». В ней представлены произведения, преимущественно созданные лицами с диагностированными ментальными нарушениями.
Экспозиция достаточно обширна, около 120 предметов: живопись, графика, коллаж, ассамбляж, мелкая пластика, собранные из разных источников. Большинство работ представлены самими авторами, а также Яном Голандом, располагающим интереснейшей частной коллекцией.
Попробуем ее понять, подключив рацио.
Общая особенность представленного – повышенный эмоциональный фон. Стилистика преимущественно примитивная, хотя есть и очень техничные, профессионально выполненные работы. В целом много красного и черного. «Страшные» сюжеты. «Страшные» лица, странные ребусы. Но, положа руку на сердце, признаю: видано и почернее, и пострашнее.
Среди авторов – постоянные пациенты психоневрологических интернатов, участники сеансов арт-терапии, деятели искусства со сформировавшимся авторским стилем… и просто художники. Что они рисуют? В общем, то же, что и все: неизреченные образы и эмоции. Пытаются осознать и изложить то, что происходит внутри. И совершенно необязательно для этого иметь «справку».
Вообще, это ар брют, оно же «аутсайдерское искусство» – искусство без стереотипов и «подсказок для понимания». Реализованный поток сознания.
Куратор выставки «Границы неПОНИМАНИЯ-2», культуролог, научный сотрудник НГХМ Ольга Ёлкина рассказала корреспонденту «Нижегородских новостей», что ар брют как направление возникло в начале ХХ века и подразумевало искусство душевнобольных, поскольку первым в этом смысле предметом для изучения стали рисунки пациентов психиатрических клиник. Однако вскоре это понятие переросло в более емкое и стало обозначать искусство необычное, непривычное, не вписывающееся в имеющиеся рамки. Это различные, в том числе смешанные техники, не имеющие аналогов формы, странные образы и, в общем – сугубо авторский подход.
Можно ли поставить диагноз творцу, глядя на его работу? Как правило, нет, говорят специалисты.
Рискну утверждать, что если бы выставка «Границы неПОНИМАНИЯ-2» не была соответствующе анонсирована – подавляющее большинство посетителей и не заподозрили бы ничего эдакого. Хорошая, интересная выставка. Яркая, агрессивная.
Вывод? Предвзятость вредна, а искусство – загадочно, непостижимо и индивидуально.
Выставка организована совместно с НРО ОООИ «Новые возможности» при поддержке правительства Нижегородской области и Фонда президентских грантов, работает до шестого ноября. 16+
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.