...Кадеты собираются в помещении любительской радиостанции своей школы. Волнение, конечно, присутствует. Через несколько минут международная космическая станция появится над горизонтом и связь с ней станет возможной. Что она обязательно осуществится, нет сомнений. Их наставник, педагог допобразования Николай Павлович Гончаров уже обо всем договорился, «добро» получено из самых высоких инстанций, космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин готовы выслушать нижегородских мальчишек и ответить на их вопросы.
Манящие звуки эфира
Думал ли шестиклассник Коля Гончаров, что сможет говорить напрямую с покорителями космоса? В детстве нет, конечно. Но связаться из школы со всем человечеством, людьми разных стран Земли, наверное, мечтал. Сейчас он заразил своей страстью кадетов, которые с радостью ходят в его радиокружок, а тогда он сам, такой же мальчишка, увлекся радио.
– Даже помню тот день, когда мой приятель по парте Юра Канатьев рассказал про своего соседа Лешу Парамонова, который сам собирал простейший радиоприемник, чтобы принимать местную радиостанцию. Мы побежали к нему и сразу начали действовать. Наушники, антенна, заземление... И когда действительно «заговорило», в школе проводки просовывали в рукав, заземляли на батарею отопления и замирали от счастья: в наушнике появлялся «космический» шум эфира.
В нашей 13-й школе не сразу нашли единомышленников, поэтому общались с Юриным соседом Лешей, который был постарше и учился в школе №40. Старшеклассник хорошо знал физику, имел специальную литературу, и мы советовались с ним. В журнале «Юный техник» изучали радиосхемы, приобрели олово, канифоль, паяльники, радиодетали из магазина на Свердловке, который назывался «Фото, радио, телевизоры», и начали конструировать более сложные приемники. Пригодились умения, полученные во Дворце пионеров в автомодельном кружке, где уже научились строгать, выпиливать и работать на станках.
Как стать отличником
Первый приемник у Коли был на лампах, затем транзисторный, изготовленный по описанию из «Юного техника». Самодельный корпус из оргстекла оказался получше мыльницы, в которую не помещалась радионачинка. С гордостью он показывал свое детище в школе и во дворе.
И по физике, и по другим предметам дело пошло: возникала прямая заинтересованность. Например, как налаживать связь, если не знаешь географии? Над его рабочим столом появилась карта мира. Заработала смекалка. Динамики – излучатели звука – делали сами, исхитрившись и доставая детали для усилителей в пункте ушного протезирования. Сами делали переменные конденсаторы, придумывали, что и чем можно заменить, из чего изготовить.
К 9 классу про увлечения парней уже знали учителя. Классный руководитель и директор Анна Александровна Фадеева, на радость и к восторгу юных конструкторов, объявили, что в школе есть коллективная радиостанция, антенна на крыше, а ученик 11-го класса Миша Ворончихин будет вести курсы радиотелеграфистов. В кружок пришли 30 человек, и, как всегда, не каждому такая наука была по зубам. Коля в кружке остался, и со всей полнотой изучил таинственную азбуку Морзе, приемы работы радиотелеграфом, которые помогал осваивать другой старшеклассник Олег Архипов. Тогда у него в жизни случились первые соревнования по радиосвязи. Состязались в том, кто с большим числом стран сможет установить контакт. Проводились и обычные связи. Ничего личного, говорили о погоде, аппаратуре, обменивались оценками сигнала, но для него открылось окно в большой мир, который не знает границ. Его признали и старшие радиолюбители, в 16 лет Коля получил свой первый собственный позывной.
Чемпионом области по приему-передаче радиограмм среди школьников Николай Гончаров стал в 1966-м, потом, окончив школу с серебряной медалью, поступил на радиофизический факультет университета, выполнил норматив мастера радиоспорта СССР на своей собственной радиостанции.
А после закрутила взрослая жизнь, но, трудясь в НИИ радиофизики, опубликовав около 80 научных трудов по исследованиям верхних слоев атмосферы, увлечение свое не забывал. Много, где пришлось поработать: и в бизнес ударялся, и директором большого автохозяйства был, и руководил диспетчерской службой городского пассажирского транспорта. Кстати, спутниковая навигация, которой сейчас оснащены все пассажирские автобусы, делалась при его непосредственном участии.
Кадетское братство
«Червячок» все же его точил: надо бы что-то предпринять, чтобы радиодело как спорт на родной земле не умерло. Чем только теперь не увлекается молодежь, в основном пацаны пребывают на всем готовеньком. Знают ли они вообще, как устроены их бесценные смартфоны, что в случае, если отказывает всякая связь, по одному радиосигналу можно найти затерявшихся в океане, заблудившихся в далеких горах, пропавших в ледяной пустыне... А уж о том, как увлекательно своими руками собрать, смастерить, наладить такую связь, и говорить нечего.
– Знакомый рассказал, как увлеченно общаются кадеты с ветеранами-интернационалистами в клубе «Юный десантник», – рассказывает Николай Павлович. – Попросил помочь. Друзья-радиолюбители помогли с приобретением и установкой антенн, Союз радиолюбителей России и ДОСААФ выделили радиостанцию. Большую организационную помощь оказал Олег Леонидович Синькевич. Примкнули председатель регионального отделения Ольга Скобелева, Игорь Зубков, Александр Горев.
Так и начался его новый, молодой радиоклуб. Чтобы «легализовать» деятельность, которая к выходу его на пенсию стала уже постоянной, собрал нужные документы и был зачислен в коллектив школы педагогом дополнительного образования.
Что там, во вселенной?
...Итак, связь установлена. Директор Нижегородской кадетской школы Екатерина Кутовая предоставляет ребятам слово – можно задавать вопросы космонавту. Командир экипажа Герой России, летчик-космонавт Сергей Прокопьев. Для него это второй полет. Четыре года назад он уже отработал в невесомости 196 дней, дважды выходил в открытый космос. А вот оба бортинженера – наш Дмитрий Петелин и американец Франциско Рубио – в космосе новички. Говорит с ребятами сам командир.
О чем спрашивают кадеты? Их интересует все: есть ли животные на космической станции, чем отличается быт российских покорителей на МКС от того, что есть в американском отсеке? Какие места на Земле красиво выглядят из космоса, о чем скучают космонавты, глядя на Землю?
6 октября в 14 часов дня целые 10 минут шла прямая связь радиоклуба с космической станцией. Дети говорили, а Николай Павлович вспомнил, как ловил сигналы первых спутников Земли, как связался с великим путешественником Туром Хейердалом и установил связь с его экспедицией на папирусной лодке «РА», как работал на радиостанциях из Таджикистана, Туркмении, США и Норвегии, как получил американский позывной. Нет страны на карте, которую он не приблизил бы с помощью радиосвязи.
Его дочери, хоть и интересовались в детстве морзянкой, приобрели профессии врача и юриста, понимает и поддерживает его интересы супруга, тоже радиофизик. Но настоящих соратников мастер спорта СССР, почетный радист России и спортивный судья Всероссийской категории Николай Гончаров в свои уже пожилые годы находит в таких увлеченных ребятах, каким был когда-то сам. А чтобы не отставать, изучает все новинки на лету. Он в курсе всех современных технологий и владеет цифровыми методами радиосвязи. Такой пример для кадетов заразителен. Он нужен им, пытливым гражданам будущего, у которых в мечтах на связи целая Вселенная.
Вера Чеботарева.