От Истомина до Собакина

От Истомина до Собакина

«Новая детская литература — какая она?» — на такой вопрос нам ответил известный петербургский писатель Валерий Воскобойников, а заодно напомнил о традициях русской литературы для детей.

— Слово «патриотизм» слишком заляпано за последние десятилетия. Но помню, как вернул его к жизни на конференции, посвященной толерантности. Я сказал, что толерантность — это одно крыло птицы, а второе — патриотизм, и на одном крыле далеко не улетишь. Я думаю, что надо воспитывать в человеке лучшие качества, и тогда патриотизм станет естественным. Иначе, не дай бог, получится злодей-патриот. Но если взрослая литература никому ничего не должна, потому что она лишь отражает духовную жизнь автора, то детская — должна: сеять разумное, доброе, вечное и при этом не быть скучной, а услаждать детскую душу. Пропагандировать же патриотизм невозможно, иначе пойдет обратная реакция и вырастет очередное поколение циников…

Русская литература для детей всегда была патриотична, начиная со «Слова о Законе и Благодати». Первый детский писатель — Карион Истомин — был монахом, и Русь как государство сохранялась благодаря церкви, поэтому просто не было другой идеи кроме верности Отечеству! Но позднее патриотизм разделился на «услужение властям» и «служение народу». К сожалению, это деление есть до сих пор.
А в начале XX века в детской литературе сложилась забавная ситуация: во взрослой жизни — катастрофы и свершения, а детские писатели продолжали линию Жуковского «про котика и козлика». То есть писали такие задушевные, уютные тексты. Революцию совершил Чуковский со своим «Крокодилом». «И какой-то малыш показал ему шиш!» — такого раньше невозможно было представить!

Потом были замечательные стихи молодого Сергея Михалкова, Маршака — в общем, взрослая вселенная ворвалась в детскую литературу. Но возник другой перекос — детскую литературу приобщили к пропаганде. А еще при Крупской запретили сказки, потому что они «прививают монархические взгляды» — там же сплошные цари и царевны! А уже в наше время, в перестройку пытались «отменить» Аркадия Гайдара, хотя он внес колоссальный вклад в детскую литературу.

В советское время в детской литературе была запрещена ирония. И новые писатели — Коваль, Успенский — пытались преодолеть этот стандарт. Когда цензура ослабла, возник целый поток молодой детской литературы. Того же Остера я тогда читал с настоящим ликованием. В то время родилась очень талантливая, по-хорошему придурковатая детская литература: Тим Собакин, Михаил Есеновский, Артур Гиваргизов, Марина Москвина. Были даже полунеприличные тексты — в 1990-е это очень нравилось, потому что на игровой элемент в литературе был голод.

Ольга ГОРНОВА.

Справка «НН»

Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ — писатель и публицист, автор более 60 книг для детей. В 1970-е заведовал отделом прозы и поэзии в журнале «Костер», впервые напечатал произведения Юрия Коваля, Василия Аксенова и других молодых писателей. С 1987 года возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей Санкт-Петербурга.

Следите за нашими новостями в удобном формате