Кто же будет учить первоклашек?

Кто же будет учить первоклашек?

Накануне учебного года, состоялась августовская конференция для руководителей и лучших педагогов школ, лицеев, гимназий областного центра.
Многое делается у нас для подъема, реконструкции, строительства образовательных учреждений. Инновации входят в жизнь, о чем говорят и выделяемые щедрой рукой деньги на компьютеризацию, проведение различных мероприятий, конкурсов, пробуждающих творческую мысль учителей и их руководителей. Растет количество победителей олимпиад, множатся успехи сдающих ЕГЭ городских школьников. Награждены знаками, грамотами и благодарственными письмами федерального, областного и городского масштаба порядка двух десятков выдающихся педагогов.

А вот проблемных вопросов, которые было предложено задавать в письменном виде, на августовском педсовете оказалось всего ничего. И единственный из них напомнил о насущной проблеме, стоящей в этом году перед учительской общественностью. Речь шла об учителях начальной школы и ущемлении их в самом главном — оценке труда. Спрашивалось, почему преподаватель младших классов в стране имеет обязательную норму часов 20, а предметник — 18 за те же, как говорится, деньги. Известно, что «первый учитель» не может брать дополнительных часов, он ведет только один класс и заработать больше своего минимума не в состоянии. Может быть, поэтому так мало сегодня желающих поступить в педагогический университет на эту специальность?
Да и как выясняется, специальность «учитель начальных классов» в НГПУ уже лет семь как отсутствует в чистом виде. Факультет, где можно найти эту профессию, называется психолого-педагогическим и готовит целый ряд специалистов другого профиля, например социальных педагогов, логопедов.

Начальная школа здесь в виде «дополнительного» приложения, да и то только заочно. От образовательных учреждений тем не менее в вуз идут заявки на вакансии, говорят, что в одном районе города в 17 школах требуется 17 учителей начальных классов. А предложить некого. Педколледж при этом не дает высшего образования, учителя если доучиваются, то между делом — заочно. В обширном докладе, сделанном руководителями педуниверситета, к сожалению, об этом ни слова не говорилось.

На августовской конференции прозвучало, что именно для начальной школы год ожидается непростым, для этого звена уже вводятся новые образовательные стандарты. Как же начинать преобразования, имея учителя, ответственного за первые шаги в образовании детей, содержащего семью на 5 — 6 тысяч рублей зарплаты? Наверное, именно это крылось за скупой строчкой записки с места, на которую пока не был получен твердый ответ.
И еще одно наблюдение, касающееся тех же преподавателей начальной школы. Среди награжденных на уровне города этой категории педагогов в этот раз не наблюдалось. Не замечены они были и в зале. Не значит ли это, что пришла пора начать с самого начала? С тех, кто скоро встретит на пороге школы новых учеников и научит их самому первому и важному — учиться.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате