Последние четыре недели как по заказу в Нижнем Новгороде происходят аварии с участием кранов. В этот же период упали два крана в Санкт-Петербруге и один в Москве. Так насколько наши стройки сегодня безопасны для жителей и самих строителей и где гарантия, что на следующей неделе не упадет очередной кран, выясняли «НН».
У семи нянек
Нижегородская география инцидентов, связанных с кранами, обширна.
Начиная с 2000 года краны падали и сгибались в Заветлужье, Выксе, Сосновском районе, Нижнем Новгороде. Причем не по одному разу.
Сегодня
Так кто же в Нижегородской области контролирует стройплощадки, а вместе с ними и потенциально опасную технику?
Итак, посчитаем.
За строительством жилых домов, торговых центров надзирает Инспекция государственного строительного надзора. Однако в ее функции входит контроль за соблюдением проектной документации. Например, чтобы марка бетона совпадала. А кто там раствор нужной марки не в ту дырку залил, это ее уже не касается.
Контролировать краны, которые строят жилые дома, строительство которых контролирует Госстройнадзор, доверено Ростехнадзору. За ним же закреплены и лифты, и эскалаторы, и травалаторы в торговых центрах.
За условиями труда, в которых работают строители на стройплощадках по возведению жилых домов, бдит Государственная инспекция труда.
Порядок, то есть уборку мусора, на стройплощадках проверяет Административно- техническая инспекция.
А еще меньше года назад стали появляться в Нижегородской области так называемые саморегулируемые организации (СРО). Они выдают допуски к работам.
В общем, теоретически налицо «тройная защита для всей семьи». А как на деле?
На поверку нет проверки?
Возьмем только последние три года.
Инспекция государственного строительного надзора области провела 1475 проверок в 2008 году, 1516 — в
А СРО строителей на площадки вообще с проверками еще не выходили.
— Мы только организовались. Застройщики вступили в нашу СРО в сентябре 2009 года. Можем выйти с проверкой лишь в сентябре
Ростехнадзору же связал руки пресловутый закон №
— Если раньше на одну и ту же площадку мы могли выйти с плановой проверкой раз в год, то сейчас лишь спустя три года после открытия стройки, — посетовал начальник отдела государственного строительного надзора
А к концу третьего года работы стройплощадки застройщик возьмет да переоформит фирму под другим названием. И жди еще три года.
Принимали этот закон народные избранники из Госдумы в 2008 году, мотивируя нововведение тем, что предпринимателям надо дать больше самостоятельности. Хватит, мол, кошмарить бизнес проверками. В результате в жизни доходит до абсурда.
— Иду я мимо стройплощадки, вижу, кран работает на недопустимо близком расстоянии от линии электропередачи. Стрела может ее коснуться, тогда человек попадет под напряжение и погибнет. Но я не могу ему запретить работу, — говорит Евгений Зосимов. Пока я сам себе жалобу как частное лицо пишу и согласовываю с прокуратурой, крановщик погибнуть может.
За проверенный в первом полугодии 2010 года 321 объект Ростехнадзор выписал строителям 183 штрафа, а в двух случаях работы остановил.
Однако порой выписывать штрафы и накладывать вето на дальнейшее строительство приходится лишь после случившихся трагедий. Именно так было в мае при строительстве торгового центра на улице Родионова, когда при повороте стрелы башенного крана погиб электрогазосварщик. Постфактум последовали репрессии в августе и на Варварской, и на Бориса Панина, и на Родионова при строительстве жилого дома.
Беспечность и случайность
А теперь заглянем на нижегородские стройплощадки.
Двор домов № 4 и 6 по улице Варварской. Возведение жилого дома.
Вместо того чтобы поднять и переместить мусор в несколько заходов, строители решили навалить груз, существенно превышающий норму, в один контейнер. Больше того, для переноса груза к крану прицепили не предусмотренный проектом производства работ кузов от мусоровоза.
Вдобавок к этому крановщик нарушил инструкцию и не проверил перед началом своей смены состояние приборов, в том числе и ограничитель грузоподъемности, который блокирует работу крана при перегрузе. А он во время работ находился в положении «отключен». Экспертиза показала, что ограничитель был исправен, а значит, его отключили умышленно.
Пересечение улиц Гаражной и Бориса Панина. Строительство жилого дома.
Перед началом смены крановщица поленилась заглянуть под кожух, который прикрывал тормоза. А если б взглянула, то обязательно бы увидела, что регулировочные гайки раскрутились на полсантиметра (для аварии достаточно и одного миллиметра). При этом в вахтенном журнале стоят все необходимые отметки об исправности механизмов.
Проверять состояние крана кроме крановщиков обязаны также каждые пять — семь дней слесарь и электрик. Электрика на кране видели лишь в мае, когда запускали объект. Слесарь приходил эпизодически, но всяко реже, чем положено.
Над этими двумя «мастерами» стоял ответственный, который был лично обязан осматривать кран раз в 10 дней. Он тоже не приходил.
Улица Родионова. Возведение
За несколько минут до начала урагана строители цепляют еще одну плиту и поднимают на строящийся пятый этаж. Но тут налетает штормовой ветер с ливнем и градом. Прораб и начальник участка дают команду остановить работы и покинуть площадку, но крановщик не успевает спуститься с крана, срывается с него и погибает.
Строители утверждают, что никаких предупреждений о надвигающейся грозе им не приходило.
— Чаще всего виноват человеческий фактор, — делает вывод Евгений Зосимов. — Среди самых распространенных нарушений на стройплощадках — допуск к работам необученного персонала, применение неисправных грузозахватывающих приспособлений, неисправность крана (его тормоза, прибора безопасности, каната), нарушение правил и норм складирования материалов.
Есть еще один интересный момент.
На приколе, к примеру, краны на улице Родионова, где планировалось строительство жилого комплекса «Подсолнухи» с вертолетными площадками. Эти подъемные механизмы хозяева даже не поставили на учет в Ростехнадзор. Крутятся их стрелы, как флюгер, три года. И никто не знает, где их хозяин.
А за это время с них могли медный кабель смотать, медную обмотку стянуть. В каком они будут состоянии еще года через три, когда застройщик наконец решит начать строительство?
— В нормативах нигде не указывается, чтобы кран увозили, если стройка остановлена, — уточняет Зосимов. — Но краны не увозятся по двум причинам.
Экономия за счет безопасности?
Елизавета КОРШУЛЬ.
Цифры
По данным Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, в настоящее время на территории нашего региона расположены 807 строительных площадок, 320 из которых — в Нижнем Новгороде. При этом жилых домов строится 223 в целом по области и 136 — в областном центре.
Факты
24 июля. Нижний Новгород. Завод имени Фрунзе. При погрузке станка в кузов автомобиля с помощью автокрана мастер получил травмы, несовместимые с жизнью.
4 августа. Нижний Новгород. Улица Варварская. Во время подъема строительного мусора стрела гусеничного крана упала на перекрытие третьего этажа строящегося здания.
10 августа. Нижний Новгород. Пересечение улиц Гаражная и Бориса Панина. При эксплуатации башенного крана самопроизвольно опустилась его стрела
19 августа. Нижний Новгород. Улица Родионова. Во время грозы на строящийся дом рухнул башенный кран. Крановщик погиб. Двухэтажный частный дом по соседству со стройкой получил повреждения…
Кстати
По данным