Первый трамвай собран на совместном российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс» в городе Ворсма Павловского городского округа Нижегородской области. Планируется, что уже в декабре его поставят на рельсы в Нижнем Новгороде. Новую модель назвали «МиНиН» – по названию двух городов, развивающих сотрудничество – Минска и Нижнего Новгорода.
Старт дала программа
По словам губернатора региона Глеба Никитина, предварительные договоренности о реализации проекта были достигнуты в мае 2022 года во время визита делегации Нижегородской области в Республику Беларусь.
– В ходе встречи Александр Григорьевич Лукашенко рассказал о работе предприятия «Белкоммунмаш», – сказал Глеб Никитин. – Мы побывали там, договорились о дальнейшей совместной работе. В результате проект был реализован в беспрецедентно короткие сроки. Уверен, что этот проект один из лучших, а может, и самый лучший в сфере промышленности между двумя странами.
Как сообщил глава региона, проект получил развитие благодаря реализации уникальной программы модернизации городского электротранспорта, которая стартовала в России. Нижний Новгород включен в программу и оказался одним из пилотных городов.
– Наша заявка была принята и оказалась самой большой: 170 единиц трамваев, модернизация трамвайной инфраструктуры: полная перекладка 150 км путей, ремонт 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо, – рассказал Глеб Никитин.
Губернатор отметил, что под запрос было создано совместное предприятие, которое дало Павловскому району 150 новых рабочих мест. В 2023 году здесь будет работать уже до 500 человек, что вдохнет в эту площадку новую жизнь.
– Для нас важно, что эта площадка, кроме рабочих мест, даст еще и концентрацию компетенций, – заметил глава региона. – Сейчас здесь сформировано сварочно-сборочное производство. Но постепенно мы будем локализовывать и формировать компетенции также в других аспектах. Это означает, что мы сможем и другие виды продукции осваивать. А это рост промышленности.
Уникальный проект
Импортозамещение во время сборки нового трамвая составило 93 процента. Каркас и основной элемент ходовой части вагона – тележка – изготовлены на минском предприятии «Белкоммунмаш», которое является ведущим производителем наземного городского электрического транспорта в странах СНГ. Здесь же разработан макет будущего трамвая. Дизайн подгоняли специально под Нижний Новгород, который считается родиной трамвая в России. Здесь он появился в 1896 году.
Новый современный трамвай приобрел исторический цвет – красный. Эксклюзивными сделали стекла (их изготовили на нижегородском предприятии): на них выгравирован Нижегородский кремль. На сиденьях от одного из екатеринбургских предприятий вышит герб Нижнего Новгорода – олень. Материал кресел плотный, чтобы меньше изнашивался. В салоне много
USB-портов для зарядки телефонов, места для инвалидов, велосипеда, собаки… Для безопасности – камеры видеонаблюдения.
На заводе обратили внимание на материал боковых панелей. Они сделаны из стеклопластика и не проминаются, даже если по ним стучать молотком, что белорусские гости и попробовали сделать. Как отметили производители, это наиболее импортозамещающее трамвайное производство в нашей стране.
– По скорости и оперативности, от идеи до реализации, – это действительно уникальный проект, – заметил чрезвычайный и полномочный посол, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Дмитрий Крутой. – Лидеры наших стран подчеркивают, что нам нужен технологический суверенитет и мы должны активнее заниматься импортозамещением. И это очень хороший пример реализации тех соглашений, которые между нашими министерствами промышленности подписаны. Мы уверенно движемся к понятию товар, продукция союзного государства. Такие проекты являются важным кирпичиком в построении промышленной союзной политики.
Дмитрий Крутой отметил, что в данном проекте очень удачно сочетаются исторические решения с современными технологиями.
«Дорожная карта» развития
– Нижегородский регион для нас входит в десятку важнейших по товарообороту, по количеству интеграционных и кооперационных проектов. Когда подводили итоги сотрудничества, Глеб Сергеевич сказал, что мы в очередной раз перешагнем отметку в миллиард долларов. Но сделать два миллиарда долларов, как хочет Глеб Сергеевич, без таких интеграционных проектов невозможно. Нужна кооперация, – подчеркнул Дмитрий Крутой.
После осмотра трамвая чрезвычайный и полномочный посол и губернатор Нижегородской области подписали дорожную карту по развитию сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства на 2023 год.
– Большие слова благодарности Минпромторгу России, потому что этот год стал ключевым в сотрудничестве между двумя министерствами. Мы перешли к реализации конкретных проектов, а таковых уже 20, оформляются соответствующие «дорожные карты». Хочу пожелать этому совместному предприятию только движения вперед. Нижнему Новгороду огромное спасибо! – сказал министр промышленности Республики Беларусь Александр Рогожник.
Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, проект имеет серьезное значение для промышленной кооперации России и Республики Беларусь.
– Запуск проекта «МиНиН» – один из важных примеров развития кооперации между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Проект также создаст дополнительные компетенции технологий производства электротранспорта на нижегородской земле, – отметил замминистра промышленности и торговли РФ.
Светлана Муратова. Фото Киры Мишиной.