Ужасным открытием обернулась поездка на Черное море для одной из читательниц «НН». Когда она в поезде проезжала город Ковров, взору ее предстала следующая картина: вдоль соседствующего с железнодорожными путями кладбища тут и там виднелись черные ямы от свежевырытых могил.
— Господи, что же тут случилось?! — воскликнула Татьяна Парфенова.
— А не надо было на чужой земле родственников хоронить, территория-то ведь примыкает к железной дороге, а значит, является ее собственностью, — пояснил Татьяне Александровне ее сосед по купе, оказавшийся по профессии помощником машиниста. — На участке Нижний Новгород — Владимир я работаю не первый год, но разрытых могил тут прежде не наблюдал, — продолжил мужчина. — Мне знающие люди рассказали, что родственников усопших, чьи захоронения расположены ближе 50 метров от путей, обязали выкопать могилы и подыскать им новое место.
— А кто и на каких основаниях обязал? — спросила читательница.
— Так железная дорога и обязала, земля-то ведь ее…
Обеспокоенная нижегородка обратилась в редакцию «НН». Дело в том, что погосты, подобно ковровскому граничащие с железнодорожными путями, есть и в Нижнем Новгороде. Взять, к примеру, всем известное Старо-Автозоводское кладбище, именуемое в народе «молочным». От курсирующих составов здешние могилки отделяют буквально 20 метров, а ведь именно здесь у Татьяны Александровны покоятся мама и отец. Страшно подумать, что произойдет, если староавтозаводские захоронения рано или поздно постигнет та же участь и ныне здравствующим родственникам в срочном порядке придется перезахоранивать останки усопших.
— Земельный участок, прилегающий к железнодорожным путям, называется полосой отвода, — пояснили «НН» в пресс-службе ОАО «ГЖД». — Нашей собственностью подобные участки не являются (за них отвечает Федерация), однако на территориях, где кладбища находятся близ полосы отвода, Горьковская железная дорога отправляет соответствующие уведомления в муниципальные и поселковые администрации о недопустимости захоронений на прилегающих к железнодорожным путям земельных участках. Что касается Старо-Автозаводского кладбища, то данные захоронения находятся вне полосы отвода, а значит, администрацией соблюдается территориальный норматив (для каждой конкретной местности он индивидуален и устанавливается в зависимости от конфигурации земляного полотна, размеров искусственных сооружений, рельефа местности и т. д.).
В том, что разногласий между кладбищем и железнодорожниками не возникнет, уверен и директор муниципального предприятия «Комбинат ритуальных услуг населению» Владимир Ворошуха.
— Мне сложно отвечать за Ковров, ведь я не в курсе тамошних взаимоотношений между администрацией города, кладбищем и железной дорогой. Одно могу сказать точно: со стороны железной дороги претензий в наш адрес не поступало, поэтому родственникам усопших волноваться пока не о чем.
Ирина ДРОНОВА.
Кстати
Всего в Нижнем Новгороде расположено 16 муниципальных кладбищ. Большинство из них носят статус закрытых, то есть захоронения на них возможны только в случае, если на их территории ранее были похоронены родственники. В настоящее время открытыми являются только три кладбища: «Новое Стригинское» (Автозаводский район), «Ново-Сормовское» (Сормовский район) и «Нижегородское» (Кстовский район). Общая площадь городских кладбищ составляет около 568 гектаров земли. Наиболее крупное из них — «Ново-Сормовское» (его площадь — 214 гектаров).
Следите за нашими новостями в удобном формате