О том, что в садоводческом обществе «Урожай» существовало рабовладельческое хозяйство, милиция узнала случайно. 8 июля прошлого года к постовым на Московском вокзале подошли бродяжки, которые, указав на мужчину, шедшего с молодым человеком, тихо проговорили: «Вот они держали нас на цепи, постоянно били и, заставляя работать, насиловали».
Шестой день
Те ужасы, которые рассказывали пацаны, были очень похожи на правду. Именно поэтому проверить их истории в тот же день взялись сотрудники
Что касается второго задержанного, им и вовсе был подросток из неблагополучной семьи — Евгений Коржевин.
Объяснять оперативникам что бы то ни было оба Евгения наотрез отказались.
Осмотр садового домика в Дальнеконстантиновском районе сыщикам ничего не дал.
— Мы почти неделю не вылезали из этого недостроенного дома и не могли найти ни следов крови, ни зиндана — того глубокого погреба, где содержались рабы, — признавался корреспонденту «НН» начальник ОРЧ № 6 полковник милиции Евгений Воронин. — Метр за метром мы обходили придомовую территорию уже, наверное, в сотый раз. И наконец под грудой стройматериалов, сваленных в сенях,
Когда сыщики с фонариком полезли в подземелье, они чуть шеи себе не сломали! Мало того что под полом была вырыта яма, от нее шел ход еще в одну, а та в свою очередь соединялась с третьим земляным помещением, прокопанным еще глубже. Словно это был не садовый домик вчерашнего клиента психушки, а замок Иф, в котором влачил свои жалкие дни будущий граф
Познакомились в психушке
После обнаружения зиндана события стали развиваться стремительно.
Из Казани операм сообщили, что Сорокин лечился у них и близко сошелся с другим пациентом — Юниром Карабаевым. Вычислить и задержать его было уже делом техники.
Когда Карабаев предстал перед сотрудниками, он стал рассказывать все как на духу.
— Карабаев и Сорокин в казанской больнице познакомились, подружились и решили, что после выписки встретятся и будут жить вместе в садовом обществе «Урожай», — поделился с «НН» следователь отдела по особо важным делам СУ СКП РФ по Нижегородской области Леонид Герасименко. — Карабаева выпустили на год раньше, и он провел его у себя в Башкирии. А потом прикатил к Сорокину на ПМЖ. На первых порах друзья купили сруб дома и начали его обустраивать. В зимнее время жить в нем было нельзя, поэтому они обитали в доме матери Сорокина, расположенном через тропинку. Его мать являлась председателем садового кооператива. Ближе к зиме она предложила сыну взяться за охрану садовых домиков.
В товариществе «Урожай» нет электроснабжения и водопровода, за водой садоводы ходят на ручей за несколько километров. Поэтому в холодное время фазенды пустуют, и их часто навещают мелкие воришки.
Евгений и Юнир с готовностью взялись за охрану садов. Тем более что мать отдала сыну два своих газовых пистолета. Сорокин сразу же их расточил, переделав для боевой стрельбы. Один из стволов внешне не отличался от пистолета Макарова, а другой — револьвер — был копией нагана.
Вооружившись, новоиспеченные охранники задумались: а зачем, собственно, им отпускать с миром задержанных воришек? Не лучше ли их посадить на цепь и использовать на хозяйственных работах?
Но, как назло, больше никто воровать в «Урожай» не лез. И тогда решено было завезти рабов из областного центра. Сорокин раз в месяц ездил домой, чтобы получить пенсию по инвалидности и закупить продукты. На обратном пути он и познакомился с четырьмя кандидатами в рабы — двумя подростками из неблагополучных семей и двумя бездомными — мужчиной и женщиной. Их Сорокин пригласил к себе в сад, пообещав заплатить 15 тысяч рублей за пустяковую работу — распилку двух металлических бочек.
Поиграем в «русскую рулетку»?
14 ноября 2005 года первая партия рабов прибыла на место. После выпивки за знакомство Карабаев провел гостей по дому матери Евгения, а потом по очереди пригласил в недостроенный сруб, где под угрозой пистолета загнал в глубокий подпол. Там все были посажены на цепь. Снаружи подпол наглухо закрывался металлической дверью с навесным замком,
На следующий день Карабаев изнасиловал подростков. Чтобы те были сговорчивее, он поиграл на глазах старшего с младшим мальчиком в «русскую рулетку». Садист вставлял в револьвер патрон, затем раскручивал барабан и, приставляя дуло к виску, нажимал на спусковой крючок. Ребята, не зная, что патрон был холостым, соглашались после такой «игры» на все, что требовали похитители.
Сорокин участия в оргиях не принимал, он стоял в сторонке и наблюдал за происходящим. Через неделю одному из подростков удалось сбежать от насильников. Однако, вернувшись в город, в милицию обращаться он не стал. А Сорокин вскоре привез еще одного бедолагу — Анатолия по прозвищу Москвич. Рабовладельцы его также загнали в зиндан и выводили на работы в цепях. Зимой рабы кололи дрова, ходили за водой и делали все в легкой одежде. Их специально одевали так, чтобы не сбежали. В майках и трико по снегу далеко не уйдешь. Зимой общество «Урожай» полностью отрезано от внешнего мира.
Ближе к концу 2005 года Сорокин предложил одному из пленников — Евгению Коржевину — взамен свободы вступить в их преступную группу. Сорокин прекрасно понимал, что вдвоем с Карабаевым ему со всеми рабами не справиться.
Вскоре у одного из узников
Точно так же подельники расправились и с Анатолием Москвичом, когда тот обезножел в сырой и холодной яме. Коржевин ударил его в спину ножом в область сердца, после чего испугался, и добивать мужчину пришлось Сорокину. Взамен погибших Сорокин попросил Коржевина привезти из Нижнего молодых бродяжек.
Когда молодых людей посадили в яму, они оказались в компании женщины из первой партии рабов. Та им на примере Анатолия Москвича и другого убитого мужчины объяснила, в какую историю они вляпались.
Неминуемая развязка
В плену все трое пребывали до 5 мая 2007 года. В тот день первые садоводы, приехавшие после зимы в соседнее товарищество, обнаружили, что их домики вскрыты и похищены некоторые вещи. Зная, что «Урожай» всю зиму охраняли Сорокин с Карабаевым, садоводы приехали к ним, чтобы справиться, не видели ли сторожа
— Как только милиция уехала, Коржевин решил, что друзей повязали, и выпустил всех рабов, велев им бежать как можно дальше, — подводит итог прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области Константин Моисеев. — На самом деле тех вскоре отпустили. Весь 2007 год сообщники провели в постоянной тревоге, опасаясь, что к ним приедут из милиции и им придется ответить за убийство двух человек. Потом Сорокин с Карабаевым устроились на работу к предпринимателю на пасеку, и в поселке Александровка они вновь попытались обзавестись рабами. Сорокин привез из Нижнего опустившегося человека, которого сообщники посадили на цепь.
В
Незадолго до разоблачения на пасеку к друзьям приехал Коржевин, решив, что уголовная ответственность за убийства и похищение людей их миновала. Но 8 июля на Московском вокзале к постовым подходят два бывших пленника, и все «рабовладельцы» вскоре оказываются за решеткой.
Как «НН» уже рассказывали, стационарная психиатрическая экспертиза признала обвиняемых вменяемыми, и суд Нижегородской области приговорил Сорокина к пожизненному заключению, Карабаева — к 17 годам «строгача». И лишь Коржевин отделался девятью годами колонии общего режима, так как во время совершения преступлений он был несовершеннолетним.
Константин ШИШАРИН.