Знания усваивают стоя?

Знания усваивают стоя?

На днях в редакции «НН» раздался звонок. Мужчина, представившийся как постоянный читатель, взволнованно стал описывать невероятную ситуацию, сложившуюся в школе № 42 (Нижегородский район): «Вы только представьте, мой сын, ученик 10-го класса, и еще несколько одноклассников на уроках занимаются стоя! Как вам такая дисциплина?!»

Объясняется своеобразная методика обучения очень просто: в единственном на всю школу 10-м классе насчитывается 36 человек. При этом парт в каждом кабинете установлено только 15, что в свою очередь соответствует требованиям законодательства, но противоречит здравому смыслу, ибо свободных сидячих мест в таком случае хватит только на 30 десятиклассников, а шестеро из них окажутся «лишними».

— Сын как-то пришел на урок с двухминутным опозданием (задержался в столовой), так ему все 45 минут пришлось заниматься стоя — в перемену все свободные места заняли, и он вместе еще с пятью такими же провел занятие в строго вертикальном положении, — возмущается отец.
Меж тем директор общеобразовательного учреждения Вера Сметанина заверила, что все текущие проблемы, связанные с недостатком школьных столов, на данный момент решить удалось и в учебные классы завезли дополнительную мебель.

— Да, в кабинетах математики и экономики, действительно, на начало учебного года насчитывалось по 15 парт, но к настоящему моменту здесь установлен дополнительный школьный инвентарь, и количество столов в каждом из школьных кабинетов не менее 17. При этом площади комнат позволяют без проблем обучать и 20, и 36 человек.

Сам факт того, что нескольким десятиклассникам и впрямь несколько дней подряд пришлось впитывать знания стоя, руководитель опровергла. По словам Веры Владимировны, дополнительные парты были установлены в максимально короткие сроки (в течение двух первых дней обучения), да и количество фактических десятиклассников, посещающих школу, составляет не 36, а 34 человека. К тому же, подчернула директор, ни один из родителей с подобными претензиями в школу не обращался.

— Двое ребят с начала нынешнего учебного года переведены на индивидуальное домашнее обучение, то есть в классе насчитывается 34 фактических ученика. 1 сентября в школе занятия как таковые не проводились, что касается 2 сентября, то на уроках тогда присутствовали 27 детей, а значит, мест хватило на всех.

Как все обстояло на самом деле, теперь остается только догадываться, однако сами педагоги хоть и неохотно, но все же признают, что количественные нормативы относительно наполняемости классов в последнее время действительно нарушаются. Дело в том, что большинство нижегородских образовательных учреждений не в состоянии набрать достаточное для государственного финансирования количество учеников (бюджетные средства выделяются из расчета 25 учащихся для общеобразовательного класса и 20 учащихся для лицейского), поэтому детей из двух классов чаще предпочитают объединить в один.

Марина АНДРОНОВА.

Кстати

Согласно гигиеническим требованиям к условиям обучения и требованиям пожарной безопасности, на одного ученика должно приходиться минимум 2 квадратных метра, расстояние между рядами столов в классе должно быть не меньше 60 сантиметров.

Комментарий

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области:

— Координатором распределения учеников по школам и классам является специальный школьный учредитель, в роли которого выступает роно. Если родители недовольны наполняемостью класса или условиями обучения своего ребенка, им следует обратиться с заявлением к начальнику управления образования своего района.

Следите за нашими новостями в удобном формате