Приехав с работы, Дарья поужинала и отправилась на занятия в университет, где она училась на вечернем отделении. Мама попросила ее по пути выкинуть пакет с мусором. Однако когда девушка вышла на улицу, то увидела: зеленый контейнер лежит на боку и его старательно объезжают автомобили.
Фиксируем нарушения
Увиденное девушкой прокомментировала гуляющая неподалеку с собакой местная жительница: только что подъезжал мусоровоз, мусор забрал, а контейнер опрокинул. Так он и лежит уже минут десять.
Дарья сфотографировала контейнеры, чтобы сообщить о происшествии либо региональному оператору по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), либо в управляющую компанию. Затем нехотя побрела к контейнерной площадке соседнего дома, недовольно думая, что теряется драгоценное время, далеко и неудобно будет мусор носить…
Вечером девушка все рассказала матери, которая и позвонила в офис регионального оператора по вывозу ТКО и сообщила о ситуации. На том конце провода поинтересовались, есть ли фотографии или видеозапись, как сотрудник мусоровывозящей компании кидает контейнер? Разумеется, у нижегородки этого не было: ведь ее дочь застала неприглядную картину, когда мусоровоза уже не было.
– А разве фотографий валяющегося контейнера недостаточно? – удивилась звонившая. – На них имеется дата и время. Да и нижегородке, которая гуляла с собакой, зачем врать? Она сказала, что видела мусоровоз.
– Нет, нужна фото- или видеофиксация момента переворота нашим работником этого контейнера, – упорствовали в офисе регионального оператора. – Без этого, к сожалению, ни о какой, даже служебной проверке, тем более о наказании без подтверждения не может быть и речи.
Там объяснили, чтобы провести служебную проверку, нужны доказательства, что это сделал сотрудник их подрядной организации.
Звоним в кол-центр
– Мы, конечно, можем подрядчику сказать, даже написать письмо, что, по словам такой-то нижегородки, ваш сотрудник сделал вот это, – говорит заместитель директора по связям с общественностью ООО «Нижэкология-НН» Марина Баширова. – Но, как правило, подрядчик отвечает: «Такого не было». Подтверждения нет. И тут только слово против слова.
Кроме того, по ее словам, сотрудники подрядной организации в 90 процентах случаев делают фотографии, на которых фиксируют, что контейнер оставлен в нормальном состоянии. Это доказательство их невиновности. Также все передвижения мусоровоза отслеживаются по спутнику. В описанном случае сотрудница регоператора выяснила, что мусоровоз был у дома возмущенной нижегородки не в шестом часу вечера, как сообщила гуляющая с собакой женщина, а в полдень. Соответственно, кто уронил контейнер – осталось неизвестным.
– Чтобы убедиться, во сколько осуществлялся вывоз, наш сотрудник входит в специальную программу, благодаря которой видно, где машина находилась в тот или иной момент. Программа фиксирует время, проведенное мусоровозом на контейнерной площадке. И это время проставляется автоматически, без участия человека и подтверждается системой ГЛОНАСС, – рассказала Марина Баширова.
По ее словам, когда человек жалуется в кол-центр, там оформляют заявку, которая поступает в отдел по контролю качества и работе с потребителями компании-регоператора. И уже ее сотрудники «отрабатывают» проблему. Если она касается, например, невывезенных отходов, а это самая частая причина жалоб нижегородцев, то специалист переходит в график вывоза, ищет площадку, проверяет, имеются ли переносы на следующий день, например,
из-за того, что машина не смогла проехать, заставлено, либо еще что-то случилось.
– Если переносов и проблем нет, то специалист загружает площадку в отчет диспетчера, – объяснила Марина Баширова. – Отчет составляется ежедневно и в нем отслеживаются все площадки за день. В отчете он находит площадку и смотрит, во сколько там побывал мусоровоз.
По ее словам, проблемные площадки видно сразу: они в программе «горят» желтым. Белые квадратики – куда мусоровоз еще не приезжал, в отмеченных зеленым вывоз осуществился. Отработанные обращения «закрываются» только тогда, когда человек на том конце провода подтвердит, что все в порядке.
– Отчет по невывезенному мусору мы составляем каждое утро, – делится наша собеседница. – Если нашей вины нет, то направляем его в коммерческий отдел, который пишет обращения хозяину или арендатору территории, куда подрядчик не смог попасть.
Между тем
В Новый год повышается число жалоб на невывезенный мусор. Как считают специалисты регионального оператора, это объективный фактор, поскольку увеличивается количество отходов, а вот количество машин остается прежним.
– Не только в Новый год повышается количество отходов – в любые праздники. И есть площадки, которые из раза в раз быстро переполняются. За ними наблюдаем более тщательно и можем добавить количество вывозов, то есть забрать отходы не раз в день, – сообщила замдиректора по связям с общественностью компании «Нижэкология-НН».
В то же время, пакеты, оставленные около переполненной «мусорки», сотрудники регоператора не убирают. Как отметила Марина Баширова, у них работают грузчики, а не дворники. И следить за площадкой должна управляющая компания, нанятая собственниками жилья.
– У нас позиция такая: есть хозяин площадки, он должен следить за ее чистотой. Конечно, мы должны подобрать, если выпало что-то из контейнера в момент загрузки машины. Но если не хватает контейнеров, то управляющая компания должна позаботиться о дополнительных. Либо дворник может потом мусор закинуть в имеющийся, – констатировала представитель регоператора.
Кстати
Вывозить ТКО ежедневно по СанПиНу обязательно летом, зимой – можно раз в три дня. Правда, правила благоустройства Нижнего Новгорода, говорят иначе: о ежедневном вывозе твердых коммунальных отходов. А вот крупногабаритный мусор (КГМ) – не реже раза в семь дней в теплое время года и раза в десять дней – в холодные месяцы.
Пожаловаться на работу регионального оператора можно как в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, так и в Госжилинспекцию региона.
Светлана Муратова. Фото автора.