Дамоклов меч. Он всегда висит на волоске над теми, кто готов к преступлению

Дамоклов меч. Он всегда висит на волоске над теми, кто готов к преступлению

По греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий предложил своему фавориту Дамоклу, который страстно ему завидовал, на один день занять его трон. Дамокла разодели, умастили маслами, посадили на место правителя и стали исполнять все его желания. Однако в разгар веселья на пиру тот внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность происходящего. Об этой истории потом напишет Гораций:

«Кто чует меч над шеей

             преступною,

Тому не в радость яства 

    Сицилии». 

Кое-что о яблоках и апельсинах

– Винить в жестоком поведении детей и подростков можно только семью и общество, – говорит детский психолог Марина Вайнберг. – Специалисты уверены, что дети жестоки ровно настолько, насколько жестоки их родители…

Доморощенные воспитатели объясняют это по-своему: «яблоко от яблони...», «от осинки апельсинки» и т. д.

Когда маленький Миша что было сил затянул удавку на шее соседского кота, его вечно нетрезвая мамаша, с умилением глядя на смышленого отпрыска и не вынимая сигареты изо рта, комментировала происходящее:

– Смотри-ка, кишки полезли…

В позапрошлом году Михаилу исполнилось семнадцать. У него к этому времени уже было несколько приводов в полицию, с пятого класса он состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и для всех соседей в округе являл собою головную боль. А в тот злополучный осенний день они с приятелями сидели на скамейке возле магазина «Красное и белое» и тупо пили пиво. Приятелей было двое: тридцатилетний Паша, «местный бухарик», как охарактеризует его потом следователь, страдающий эпилепсией, и «малолетка» Артем – 15-летний школьник. Естественно, главным тут был Мишаня.

Пытаясь хоть как-то разнообразить скучный досуг, Мишаня, смеха ради, вылил остатки пива из банки на голову Артему. Ох, не зря говорят, хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество – мягкость мозгов… Холодная пена (на улице было плюс четыре), на ходу обращаясь в липкую жидкость, стекала за шиворот. Сейчас уже трудно сказать, то ли парнишка обиделся и хотел обидчику ответить тем же, то ли решил продолжить шутку, но только он вслед за этим вылил остатки пива из своей банки на, страшно подумать, главаря. Михаил рассверипел: что позволено Юпитеру, не позволено Быку… Первый драчун в районе, он тут же кинулся избивать Артема. Бил остервенело, жестко, свалив на землю, начал пинать ногами по голове, по туловищу… Щупленькому Артему, в конце концов, все же удалось вывернуться из-под града ударов, и он забежал в магазин. Попросив разрешения у продавщицы, нырнул в подсобку и выбежал из магазина через черный ход.

Триггер

– Скорее всего, агрессия молодого человека искала выход, и этот малозначительный повод послужил для него триггером, – объясняет поведенческую реакцию Михаила психолог.

Из материалов уголовного дела:

«Следствием и судом установлено, что 7 ноября 2021 года в вечернее время на улице Вокзальной поселка Неклюдово городского округа города Бор Нижегородской области в ходе ссоры подсудимый, который являлся на момент преступления несовершеннолетним, избил школьника. Подросток убежал от обидчика и попытался от него скрыться...». 

– Родители потерпевшего мальчика – люди вполне адекватные, честные трудяги, – рассказывает Заур Фикрет оглы Халыгвердиев, на тот момент следователь Следственного отдела по городу Бор, а ныне старший следователь СО по Ленинскому району, прикомандированный к первому отделу по расследованию особо важных дел СУ СКР РФ по Нижегородской области, старший лейтенант юстиции. – Ну а то, что их сын не того выбрал в друзья, так это по недосмотру. С утра до вечера на работе, ребенка видят только спящим…

Это уголовное дело Заур и сейчас помнит до мелочей, а тогда в ходе расследования он составил пространственно-временную схему – когда и где продолжился инцидент.

…Убегая от своего преследователя, Артем пробирался к дому вдоль железнодорожного полотна, так, ему казалось, он был в безопасности. Однако взбешенный мститель настигает его здесь, сначала ударяет по голове палкой, оглушив, потом обливает, как записано в материалах дела, «легковоспламеняющейся жидкостью», поджигает и, увидев, как полыхнуло пламя, убегает.

Уголовное дело против поджигателя позже будет возбуждено по статье УК РФ «Покушение на убийство, совершенное с особой жестокостью». По его убогому разумению, полыхувшая вдали от трассы и жилых домов жертва должна была сгореть заживо. Однако Артем выжил. Крича от боли, он катался по земле, пытаясь сбить пламя – на его счастье, на дне глубокой лужи осталось немного мокрой жижи от прошлых дождей. В конце концов, грязный, избитый в кровь, с остатками сгоревшей одежды на обгоревшем теле, он выбрался на обочину трассы. Но автомобили безучастно проносились мимо: похоже, никому не хотелось «связываться» и пачкать салон. Остановился лишь какой-то парень – то ли из Ковернино, то ли из Сокольского, он и доставил полуживого пассажира в ближайшую больницу.

В ту же ночь с ожогами 55 процентов поверхности тела подростка госпитализировали в республиканский ожоговый центр ПИМУ (НИИТО). 

Первый приговор

– Когда я навестил его в палате, зрелище было не для слабонервных, – рассказывает Заур. – Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью…

– А как задержанный поджигатель вел себя на допросах? – спрашиваю у следователя.

– Судя по всему, как и всегда, – Заур этого ублюдка не забудет никогда. – Сидел передо мной развязный, наглый, сквозь зубы сплевывал на пол, матерился...

Тонкий волос, наконец, оборвался, и меч Дамокла опустился на голову будущего зэка, показав всю призрачность его «героизма». Недавно суд, ознакомившись с материалами дела, вынес 18-летнему подсудимому приговор – шесть лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, судья удовлетворил иск прокурора о взыскании в пользу потерпевшего компенсации морального вреда в размере 500 тысяч руб­лей.

Заметив мое удивление, Заур поясняет:

– На момент совершения преступления этот изувер был несовершеннолетним, а это значит, что «потолок» – десять лет заключения. Из шести, назначенных судом, он год уже отсидел в камере СИЗО, так что ему осталось пять…

Свою вину подсудимый так и не признал. В зале суда его последнее слово прозвучало так:

– С тем, в чем меня обвиняют, я не согласен. Я этого не совершал. Признаю, что избил, ну и все.

…В конце прошлого года «НН» рассказывали своим читателям жуткую историю, произошедшую в Заволжье. Там трое подростков за кражу бургера до смерти забили инвалида. Причем пока они жестоко избивали свою жертву, их подружки снимали все это на видео. А на минувшей неделе, например, в центре Сормова, возле «Золотой мили», такие же «герои» толпой избивали одного подростка…

– Как жаль, что нельзя уничтожить одним махом всю тупость и жестокость, не уничтожив при этом человека! – воскликнул один из очевидцев этого массового избиения.

Татьяна Чинякова.

(Имена фигурантов этого уголовного дела изменены автором по просьбе СК).

Следите за нашими новостями в удобном формате