Текущую ситуацию развития рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры в России обсудили 8 февраля в ходе стратегической сессии по электротранспорту под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова.
Задача по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры решается в тесном взаимодействии профильных ведомств: Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго в рамках стратегической инициативы социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года, утвержденных премьер-министром Михаилом Мишустиным.
«Развитие электротранспорта - это тренд развития мирового автопрома. Конечно, нельзя забывать о развитии обычного автотранспорта, тем не менее очевиден взрывной рост электротранспорта во всем мире и России. С этим связана реализация стратегической инициативы, она была нацелена на поддержку, реализацию трехэтапной стратегии. Первый этап начался уже в прошлом году - это запуск рынка, где основной акцент связан с развитой инфраструктурой рынка. Речь идет о «быстрых» зарядных станциях, а также создании регуляторики, которая позволяет комфортно использовать автомобильный транспорт, прежде всего, потребителю и одновременно снизить риски и поддержать доходность для производителей», - сообщил Андрей Белоусов.
Второй этап - это наращивание спроса и рост загрузки производств, третий - локализация производства. В 2022 году было произведено порядка 2 тыс. электромобилей в России. При этом наблюдается тенденция к увеличению планов по производству электромобилей. В этом году планируется увеличить выпуск электроавтомобилей в 9 раз, то есть примерно до 18 тыс. штук в год, в 2024 году - 36 тыс. в год.
В 2022 году в рамках инициативы создано 439 «быстрых» зарядных станций в 12 пилотных регионах.
«В этом году уже 34 пилотных региона будут получать субсидии на ввод в действие «быстрых» зарядных станций. К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить около 3 тысяч штук», - добавил Андрей Белоусов.
По итогам 2022 года наблюдается стабильный рост по направлениям инициативы (электромобили, зарядная инфраструктура).
«Только в ноябре и декабре 2022 г. недельный рост продаж электромобилей превышал 180 шт. (в 2021 году, в среднем, регистрировалось 25 электромобилей в неделю). На сегодняшний день в России уже зарегистрировано 24 500 электромобилей. А если говорить о зарядной инфраструктуре, то в России уже работают более 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС», - отметил заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Динамика роста продаж электромобилей в первую очередь обусловлена реализацией мер поддержки, направленных на развитие электротранспортной отрасли и стимулирование спроса в рамках инициативы. Действующие меры делают приобретение электромобиля привлекательным для граждан – это льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических. В соответствии с этими программами покупателю предоставляется скидка в размере 25% при покупке в кредит или лизинг отечественного электрокара. Также в ряде регионов действуют еще такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.
Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин отметил, что сейчас Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию ещё 872 электрозаправки в 39 регионах.
«Для создания устойчивого спроса на электромобили для начала необходимо создать всю соответствующую инфраструктуру, в том числе электрозаправки. Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн рублей, он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 млн рублей из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования и ещё 900 тыс. рублей - на технологическое присоединение», - уточнил он.
Замглавы Минпромторга Альберт Каримов отметил, что на данный момент производство отечественных электромобилей находится на этапе становления и обладает значительным потенциалом для развития.
«Минпромторг уже реализует комплекс мер поддержки, способствующих наращиванию объемов производства электротранспорта и локализации необходимых для него компонентов, а также стимулированию спроса на электромобили. Напомню, что к действующим мерам относятся программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизм заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями, а также действующие программы Фонда развития промышленности. Кроме того, мы находимся в постоянном контакте с участниками рынка и ориентируемся на потребности отрасли с целью выработки совместных решений по усилению действующих мер», - сообщил он.
Представители регионов рассказали о своем опыте и успехах развития электротранспорта и необходимой инфраструктуры. Так, например, в Москве зарегистрировано более 3 тыс. электромобилей.
Источник информации - пресс-служба Минэкономразвития РФ