Учитель силен наставником. «Горьковская школа» будет растить лидеров образования

Учитель силен наставником. «Горьковская школа» будет растить лидеров образования

Школьных учителей каждый из нас помнит всю свою жизнь. Нынешний, 2023 год объявлен Годом наставника и педагога. Как создать условия для того, чтобы в нижегородских школах было много ярких, работающих с полной отдачей учителей, которым интересно и комфортно в школе? Об этом мы беседуем с руководителем центра поддержки профессионального развития и обучения педагогов «Горьковская школа» регионального центра развития талантов «Вега», председателем Нижегородского отделения общероссийской организации лидеров образования «Учитель года» Людмилой Печниковой. 

Смелые виражи судьбы 

– Людмила Владимировна, расскажите, как и почему вы стали учителем?

– В школу я пришла после университета в непростые 90-е годы. Меня захватила удивительная творческая атмосфера, живой процесс преподавания. Мне, как молодому педагогу, помогали более опытные коллеги – учили, как проверять тетради, рассказывали, как себя вести с детьми на уроке. Тогда была выстроена очень интересная, продуманная система поддержки молодых кадров. Было методическое сопровождение. Начинающий специалист в течение трех лет ежегодно давал открытые уроки. В трагические 90-е в стране многое рушилось, зарплаты маленькие, но традиции были еще очень сильны. 

Я училась у замечательных педагогов, посещала курсы повышения квалификации. Постепенно накапливался опыт, который впоследствии не позволил мне уйти из школы. Учительская профессия – одна из немногих, где очень быстро видишь результаты своего труда – чему удалось научить своих учеников, как они меняются, как растут, раскрываются. Я до сих пор не теряю связи со своими выпускниками. Дорогого стоит, когда твои ученики приводят к тебе своих детей и признаются, что до сих пор помнят твои уроки. Я работала в разных образовательных учреждениях – начинала в школе №174, затем была гимназия №13, лицей №8 Нижнего Новгорода. 

– Как получилось, что вы, уже будучи членом жюри регионального конкурса «Учитель года», решились стать его участницей?

– Было очень интересно и, не скрою, страшно решиться на такой эксперимент. В тот момент мне уже было за 40, я думала, что все уже знаю, но для меня открылась целая страна неизведанного. Я перенимала у коллег интересные находки и новые подходы, внедряла их в свою практику. Это позволило мне стать еще более результативным учителем. Ежегодно у меня были ученики, которые сдавали ЕГЭ на максимальные баллы и поступали в ведущие вузы, в том числе в МГУ. Многие мои выпускники стали известными журналистами. 

Взгляд на себя

со стороны

– Много лет ваша жизнь связана с конкурсом «Учитель года». Что это состязание дает педагогам?

– Работа в жюри этого конкурса и участие в конкурсных испытаниях лично мне очень помогли взглянуть на себя со стороны, понять то, какой я учитель, на что при разработке урока надо обратить внимание. Каждый конкурсант – твой коллега, ты смотришь на его работу, сравниваешь, сопоставляешь. Это уникальный опыт! 

Конкурс «Учитель года» – это движение, участие в котором дает массу возможностей. Его цель не шоу, а повышение квалификации педагогов, передача лучших практик. Конкурс нужен для того, чтобы взращивать учителей, способствовать тому, чтобы они общались, осваивать новые формы педагогической работы и методики донесения материала. Существует общероссийская организация лидеров образования «Учитель года». Наша область создала свою региональную ячейку и присоединилась к этой организации в прошлом году. Под эгидой «Учителя года» проходят  конференции, семинары, слеты. В Год педагога и наставника наш регион активно включился в это движение.

– Представители нашего региона на конкурсе «Учитель года» несколько раз входили в ТОП-15 лучших педагогов страны. Что мешает подняться на еще более высокую ступень – войти в пятерку, тройку лучших?

– Яркие конкурсанты, победители не возникают из ниоткуда! Чтобы учитель показал высокие результаты на Всероссийском состязании, нужна серьезная подготовка под началом опытных наставников. 

В августе прошлого года в нашей области состоялся Всероссийский педагогический форум, который мы назвали «Горьковская школа». Один из главных запросов, который прозвучал на этом мероприятии, это необходимость создания площадки для профессионального общения учителей. Было решено создать Центр поддержки профессионального развития и обучения педагогов на базе центра «Вега», который мы также назвали «Горьковская школа». Этот проект поддержала министр образования Нижегородской области Ольга Петрова.

Запуск «Горьковской школы» особенно актуален сейчас, когда идет смена поколений педагогов. Важно не оборвать времен связующую нить, сохранить лучшее, адаптировать его к современности, формировать преемственность, передачу опыта молодым педагогам. Учитель, по большому счету, профессия неспешная. Педагог не только учит, но и воспитывает, и он должен понимать, что и для чего он делает. 

Связь поколений

и времен 

– Почему центр поддержки профессионального развития и обучения педагогов назвали «Горьковская школа»?

– Мы опираемся на традиции нижегородского и горьковского образования. У меня самой очень хорошее образование, и я его получила здесь, в Нижнем Новгороде. За плечами физико-математический лицей №40, а затем филологический факультет классического университета имени Н.И. Лобачевского. Мне очень повезло. У нас были великие учителя русского языка и литературы, которым я благодарна по сей день. Это Наталья Максимовна Квасюк, Людмила Васильевна Шамрей. До сих пор работает в лицее №40 словесник Татьяна Константиновна Лагурашвили. Представляете, какого уровня была подготовка, если после физико-математического лицея дети смогли пройти по конкурсу и поступить на гуманитарное направление!

За плечами каждого хорошего учителя стоят его наставники – учителя с большой буквы. Если немного перефразировать известное выражение Антона Чехова, струна не должна лопнуть, и это состояние важно сохранить. 

Не случайно «Горьковская школа» была создана на базе центра «Вега», который занимается выявлением и развитием одаренных детей. Талантливому ребенку нужен талантливый наставник, и «Вега» создает дополнительные условия для развития педагогов.

– Чем нынешнее поколение молодых учителей отличается от своих предшественников? 

– Когда мы переступали порог школы, то были готовы учиться, не стеснялись спрашивать, делали все, чтобы компенсировать недостаток практических знаний. Сейчас большинство молодых педагогов считают, что все знают. Они не придерживаются субординации, общаются сразу на равных. Но когда вчерашние студенты окунаются в школьную среду, то они меняются, приходит понимание, что предстоит многому научиться. 

– Какие задачи системе образования нужно решать прежде всего в Год педагога и наставника?

– Нужно поднимать престиж профессии педагога. Шаги в этом направлении государством предпринимаются. На одном из федеральных каналов стартовала программа «Классная тема». Ее цель – показать, что учителя – это интересные люди. Выстраивается преемственность образования – связь школы с вузами. Открываются педагогические классы для детей, которые хотят быть учителями в будущем. В рамках стартовавшей «Горьковской школы» будут созданы условия для передачи опыта лучшими представителями учительского сообщества. В нашем регионе с мастер-классами к нам приезжали первые победители конкурса «Учитель года» в 1992 и 1993 годах. Это преподаватель музыки, автор учительского вальса Артур Викторович Заруба и словесник Олег Геннадьевич Парамонов. Проводить подобные мастер-классы планируется регулярно. Учителю недостаточно просто каждый день приходить в класс. Настоящему педагогу нужно, чтобы его услышали, увидели, разделили с ним его чаяния, проблемы. Словом, учителям важно чувствовать себя частью профессионального сообщества. 

Справка «НН»

Людмила Владимировна Печникова – учитель русского языка и литературы, ее педагогический стаж – 33 года. Она победитель городского этапа конкурса «Учитель года» в 2010 году, регионального этапа конкурса в 2012 году. Заслуженный учитель РФ.

Блицопрос

– Телефон помогает учиться или мешает?

– Мешает. Современные технологии не всегда работают во благо ученика. Для связи телефон нужен, но, когда начинается урок, мобильник должен быть отключен.

– Нужно ли ребенку записывать домашнее задание, если есть электронный дневник?

– Учителю электронный журнал облегчает работу. Но детям важно записывать домашнее задание в какой-нибудь блокнот. Это учит ребенка планированию, позволяет учителю дать какие-то комментарии или пояснения.

– Домашнее задание ребенок должен делать сам или с родителем? 

– Только сам. Задача родителя – воспитать в ребенке чувство ответственности, чтобы он понимал, что это его обязанность. 

Александра Махлина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате