Любовь как наказание

Любовь как наказание

Пьеса «Каменный гость» из цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, поставленная в нижегородском театре кукол, наполнена испанским колоритом и мистикой. Главная тема спектакля, по словам режиссера-постановщика Елены Османовой, возмездие, причем в равной степени это касается обоих главных персонажей.

Долг и чувства.

Дон Гуан получил наказание за легкомысленное отношение к жизни, совершенные преступления и дерзкий вызов, который он бросает не просто надгробной статуе, но самой смерти. Не будем забывать, что Пушкин, как говорят исследователи его творчества, отчасти наделил этого героя собственными чертами характера.

С ней согласен исполнитель главной роли актер Дмитрий Марков. Для его персонажа – искусителя женских сердец – влюбляться так же естественно, как и дышать. Но в тех поступках нет коварного умысла, все происходит спонтанно – он играет с жизнью свою игру. Может вызвать соперника на дуэль и беспечно убить, не задумываясь о последствиях, а на следующий день забудет и о случившемся, и о брошенной красотке.

Для Донны Анны (Яна Глуховская) вспыхнувшая любовь к Гуану – запретный плод, которым искушает ее судьба. Вдова, живущая по законам своего времени, в глазах общества не имеет права на чувства, как не имела она права голоса и выбора, когда бедной выходила замуж за богатого старика. Роковая встреча со сладкоголосым обманщиком в церкви – кощунство, но и пробуждение скрытой страсти.

Как автор прописал.

Спектакль имеет явный назидательный мотив и адресован аудитории старше 14 лет (не случайно, поскольку ориентирован, прежде всего, на обладателей «Пушкинской карты»), хотя на первом показе большинство зала состояло из представителей старшего возраста. Сейчас в репертуаре театра превалируют постановки для детей, но уже с прошлого года эта ситуация начала меняться. 

Текст Пушкина был принципиально сохранен полностью, пусть даже некоторые понятия из прежних веков нынешнему зрителю не знакомы. Перед началом показа режиссер во вступительном слове специально объясняет их значение. Что до нововведений, то добавился лишь один новый персонаж – безмолвная Смерть в светлом плаще, сопровождающая события почти постоянно. Впрочем, вряд ли она испугает кого-то из сидящих в креслах.

В оформлении задействованы звуковые спецэффекты, дым – для создания атмосферы мистики и загадочности, а для динамичности перестроения декораций и смены 

мизансцен – привычные стационарные ширмы заменены на четыре мобильные, на колесиках. Так у артистов появилась возможность создать и пространство для сцен фехтования и танцев, а их в постановке сразу несколько. Художник Елена Тихомирова создала классические тростевые куклы – в духе времени и соответствующие стилю постановки. 

Отдельно отмечу работу композитора Анатолия Князькова. Музыка в жанре фламенко, с гитарным соло, стала украшением спектакля, разбила традиционное, чуть монотонное развитие сюжета, и в некоторой степени является дополнительным концертом «мелодий и ритмов» Испании, с элементами хореографии.

Светлана Черкасова. Фото Киры Мишиной.

Следите за нашими новостями в удобном формате