В прошлом году в Нижегородской области было построено 368 многоквартирных домов общей площадью около 600 тысяч квадратных метров. По словам заместителя губернатора Сергея Морозова, задача на ближайшие несколько лет – выйти на миллион квадратных метров многоквартирного жилья в год.
На новые стандарты
– Для этого необходимо повысить градостроительный потенциал, в том числе в части выделения земельных участков, формирования градостроительной документации, выдачи разрешения на строительство. Все эти документы позволят хоть завтра приступить к строительству, решив проблему с проектным финансированием, – отметил Сергей Морозов.
По его словам, в настоящее время в регионе выданы разрешения на строительство 1,5 млн квадратных метров жилья. Но осуществить данные проекты могут не раньше, чем через 2-2,5 года. Таков строительный цикл. А чтобы привести область к показателю, когда на душу населения будет приходиться 0,82 квадратных метра, построенных в год, и который установлен в региональном паспорте «Жилье», объем строительства надо увеличить вдвое. В перспективе планируется добиться, чтобы на каждого жителя области был один квадратный метр жилья. Сейчас – 0,54.
Решать задачу повышения ввода жилья нужно комплексно, считают в правительстве региона. Во-первых, с помощью уменьшения бюрократических процедур, создания единого цифрового окна. Во-вторых, увеличения конкуренции среди застройщиков. Для этого в Нижегородской области внесены изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП). Они позволят повысить конкурентоспособность участков, которые ранее были мало востребованы.
– Изменения в нормативы градостроительного проектирования устанавливают новые стандарты качества жилья в Нижегородской области. Этот документ ждут многие застройщики, – сообщил замгубернатора региона. – Он будет направлен на создание конкурентного рынка строительной отрасли и даст равную возможность как местным, так и иногородним строительным компаниям.
Двор не для машин
Впервые документ вводит такое понятие, как «двор без машин» – это комфортная безопасная территория, где организуют площадки для взрослых и детей, а жителям станет удобно проводить время. Все новые проекты застройщиков будут соответствовать современным требованиям комфортной городской среды. Примеры подобных жилых комплексов, по словам Сергея Морозова, уже существуют – «Анкундиновский парк» в Кстовском районе, микрорайон «Юг» в Автозаводском, «Новая Кузнечиха»...
Одним из важнейших изменений является переход к более гибкому определению потребности в парковочных местах. В частности, если ранее в региональных нормах было установлено, что при строительстве жилья застройщик обязан предусмотреть парковочное пространство из расчета 0,7 машиноместа на одну квартиру, то теперь расчет составит – одно парковочное место на каждые 85 кв. метров общей площади квартир в многоквартирном доме.
При этом 50 процентов парковочных мест должны быть размещены непосредственно в границах земельных участков многоквартирных домов, 50 процентов – в пределах пешеходной доступности 800 метров. А в случае строительства многоуровневой или подземной парковки, для застройщиков будет действовать понижающий коэффициент, если в радиусе до 500 метров от жилого дома имеются остановки двух-трех видов общественного транспорта. Новые нормативы обяжут застройщика предусматривать создание парковочных мест на каждой очереди строительства.
Причем, как сообщил замгубернатора Нижегородской области, все расчеты по парковкам обоснованы уровнем автомобилизации. В 2022 году на тысячу жителей Нижнего Новгорода приходилось 378 автомашин, что выше, чем в среднем по России. В то же время вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин рекомендовал руководителям регионов сократить стандартный норматив определения парковочных мест при строительстве нового жилья, иначе темпы автомобилизации населения всегда будут опережать дорожное строительство.
– Адаптация региональных норм градостроительного проектирования под современные реалии – это тенденция многих российских регионов, – подчеркнул заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин. – Нижегородская область подготовила взвешенный и гибкий нормативный акт, учитывающий потребности жителей в части доступности жилья, безопасности внутридворовых территорий, и застройщиков, которых новые нормы стимулируют быть конкурентными на рынке, в том числе создавая более качественное и комфортное жилье.
Кстати
В настоящее время в качестве пилотных территорий, в отношении которых могут быть применены понижающие коэффициенты расчета парковочных мест, рассматриваются проекты комплексного развития территорий. Среди них площадки: в квартале улиц Белинского – Ашхабадской – Генкиной, в границах улиц Самочкина, Дружбы и Снежной, а также – улиц Правды, Чонгарской и Менделеева. Здесь количество парковок может напрямую зависеть от доступности разных видов общественного транспорта. Это позволит осуществить постепенную трансформацию инфраструктуры жилых микрорайонов и стимулировать застройщиков к увеличению темпов строительства с условием соблюдения социальных обязательств.
– На протяжении многих лет у нас строили большие микрорайоны, не обеспеченные школами, детскими садами и другой социальной инфраструктурой. Эту порочную практику нужно было прекратить, – считает депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель комитета по градостроительному развитию, имущественным и земельным отношениям Василий Суханов. – Покупая квартиру, люди хотят знать, куда будут ходить их дети, где поставить автомобиль. Кроме того, необходимо наращивать темпы строительства жилья для расселения ветхих и аварийных домов. Изменения направлены на решение этих задач.
Светлана Муратова.