О так называемых детях индиго говорят уже давно. Особенные, не от мира сего, дети будущего, не такие, как мы, они знают, как жить лучше нас, в них заложен талант и небывалые возможности… И вывод: их не нужно лечить, их не надо учить, воспитывать, на них нельзя давить. Пусть сидят в уголке и обмозговывают, как спасти мир. Оказывается, подход, который пропагандируют сторонники теории существования необычных детей, не только неверен, но и крайне вреден. Главным образом, для самих ребят, которых считают детьми иных миров и веков.
Феномен или синдром?
В основном мифы о супергениальных детях пришли к нам от ясновидящих и экстрасенсов, способных, как говорят, видеть человеческую ауру. У всех она якобы золотая и красная, а у многих детей — фиолетовая, а точнее расцветки индиго. Эти ребята ведут себя не так, как другие, и у них невероятные возможности полушарий мозга. В книгах «Дети индиго» авторы Ли Кэрролл и Джин Тоубер рассматривают проблему с разных сторон. Впервые о феномене написала ясновидящая Нэнси Энн Тэпп в 1982 году. «Я дала определение этому явлению и начала изучать его на конкретных примерах, — пишет Нэнси. — Главное, что я обнаружила, у них совершенно иная жизненная программа, чем у нас. Еще в течение восьми лет они не будут ее иметь. В возрасте от 26 — 27 лет вы ожидаете увидеть в них большие перемены. Эти перемены будут состоять в том, что цель их жизни станет им ясна». «Индиго — это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. В возрасте трех — четырех лет они понимают компьютер так, как не могут иные взрослые. Я уверена, что они открывают нам дверь в иной мир, в котором мы достигнем состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой. В этом состоит их цель».
Да, есть необычные дети, и что с того? А то, что предлагается особый подход к их воспитанию. Вот как якобы можно определить, не спаситель ли мира ваш ребенок.
Эмиссары с небес
«Специалисты» по индиго причисляют этих детей к посланцам иных цивилизаций, говорят, что они несут в себе небесные сообщения, которые мы не в состоянии расшифровать. А уж если задумчивый ребенок рисует, пишет стихи или сочиняет музыку, то самый капризный считается зашифрованным гением.
«Не сомневаемся, что они прибыли сюда, обладая сознанием более развитым и способным развивать ту реальность, в которой мы все пребываем. И не забывайте, они знают не только, кто они, они знают, кто вы. Они не могут скрыть или притвориться, как это делают прочие. Если вы обидите их, то они разочаруются в вас и даже могут усомниться в том, что выбрали родителями именно вас», — рассуждают авторы книг.
«Одаренность индиго сочетается с неадекватным поведением. Обладает повышенной чувствительностью, небывалой энергией. Быстро надоедает любое дело, концентрирует внимание на короткое время (ему хватает, чтобы ознакомиться). Общаются с эмоционально устойчивыми взрослыми, другие ему неинтересны. При этом часто перебивают и кажутся навязчивыми.
Дальше — больше. Эзотерики считают, что дети индиго подключены к информационному полю Вселенной. Уфологи уверяют, что у них работает генная память инопланетных предков. Консервативные ученые молчат, потому что видят, что современные дети вроде бы действительно
Оставить пришельцев в покое
Особый подход к детям индиго предлагается далеко не в виде розог или успокоительных препаратов. Первое, что нужно сделать, — разрешить им действовать на свое усмотрение. Ну, уж если ребеночек «достал», то набраться терпения и объяснять ему, в чем он не прав, очень ответственно и крайне подробно. Лучше перевести в школу со специальным, индивидуальным обучением.
Обращаться с ними и разговаривать нужно как со взрослыми, без тени превосходства. Не скрывать, что их одаренность восхищает, побеседовать с учителями, чтобы знали, как правильно сына или дочь учить. Не формально, а искренне и много высказывать дитяти свою любовь, даже позволить манипулировать взрослыми, никогда не лгать (они видят лгуна насквозь). Не раздражаться, не повышать голос, забыть приказной тон. Не выдавать заданий без объяснения их сущности или цели.
Родители, заподозрившие в своем ребенке индиго, порой радуются, считая, что им удалось произвести на свет гения. Другие, реально смотрящие на вещи, понимают, что все дети разные — по темпераменту, здоровью, характеру. Надо ли их классифицировать
Подготовили
Вера ЧЕБОТАРЕВА и Борис ИЗВЕКОВ.
Редакция благодарит за содействие специалистов института педагогики и психологии образования МГПУ.
На заметку
Их бесит любая очередь
1. Если ребенок признан трудным, необходимо внимательное тестирование. Индиго показывают очень высокий IQ. А вот знание школьной программы будет на среднем уровне.
2. Если ребенку поставлен диагноз гиперактивного синдрома или расстройства внимания, дислексии, аутизма, то имеется вероятность того, что он индиго. И тут старые способы воспитания не действуют.
3. Приходят в мир с ощущением своей царственности и часто ведут себя соответствующе. Не признают авторитетов, предпочитают выбирать способы обучения сами.
4. Чувствуют, что «заслужили быть здесь», и удивляются, если
5. Они не сомневаются в своей значимости.
6. Не делают многих вещей, например, никогда не стоят в очереди.
7. Теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо творческой мысли соблюдаются традиционные подходы.
8. Они часто видят более рациональный способ сделать
9. Они кажутся некоммуникабельными, часто замыкаются в себе, не видя себе подобных, установление социальных связей у них вызывает затруднение. Быстро теряют эмоциональное равновесие, так как не находят людей, равных им по понятиям.
10. Никогда ничего не зубрят, приходят к пониманию эмпирическим путем. Занимаются только тем, что представляет для них личный интерес.
11. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины.
12. Не стесняются, давая понять, в чем испытывают нужду, не считают нужным объяснять свои поступки.
Вывод можно сделать такой: это дети будущего, а все другие — дети прошлого.
Мнение
Чем опасны легенды
Вредной и опасной считает теорию о детях индиго доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр САВЕНКОВ.
— На мифы о детях индиго не стоило бы реагировать, если бы эти спекуляции не эксплуатировали традиционно высокий интерес к проблемам детской одаренности. У ребенка возникают проблемы в детском саду или школе. Можно, конечно, обратиться к психологу. Но есть великое множество наследников Остапа Бендера, активно эксплуатирующих старые и разрабатывающих новые «относительно честные способы отъема денег у населения».
И теперь тяжелые переживания пап или мам по поводу отсутствия позитивных познавательных интересов, гиперактивности, гиперчувствительности, аутизма или других реальных проблем ребенка оказываются далеко позади. Коррекция не нужна. Можно просто говорить: «Отстаньте от сына, он у нас индиго!» Несмотря на всю абсурдность, эта ситуация, увы, реальность. Данное явление я предложил бы квалифицировать как весьма серьезную
За долгие годы работы по изучению детской одаренности психология с горем пополам, но все же научилась измерять интеллект, креативность, оперировать понятием «высокие достижения» и др. В поле этого позитивного знания и следует вести дальнейшую исследовательскую и практическую работу с одаренными детьми. Обсуждая при этом реальные, настоящие, а не мнимые проблемы.