На основе диалога старался строить работу Думы «ветеран местного самоуправления», председатель четырех созывов Гордумы Иван Карнилин

На основе диалога старался строить работу Думы «ветеран местного самоуправления», председатель четырех созывов Гордумы Иван Карнилин

В 2024 году городская Дума Нижнего Новгорода отметит 30-летний юбилей. Депутаты разных созывов делятся своими воспоминаниями о том, каким был путь ее становления. Депутат шес­ти думских созывов Иван Николаевич Карнилин стоял у истоков формирования системы местного самоуправления в Нижнем Новгороде. 


– Иван Николаевич, как шло формирование, становление Думы в самом ее начале?

– В первые годы работы городская Дума действовала в сложных условиях правового вакуума. Полномочия и обязанности представительной и исполнительной ветвей власти на уровне местного самоуправления города нужно было закрепить в нормативно-правовых документах. 

В первый созыв избрались десять депутатов из Горсовета, которые обеспечивали преемственность в депутатской работе. Мэр города – Иван Петрович Скляров, на мой взгляд, один из лучших мэров Нижнего Новгорода, – сразу ввел депутатский корпус в самую гущу хозяйственной жизни.

Любые тяжелые вопросы решались совместно на совещаниях у губернатора или мэра с участием спикеров городской Думы и Законодательного Собрания. Сообща мы находили оптимальные на тот момент решения. Болевых точек хватало, но при этом не было противостояния властей города и области. Несмотря на бюджеты «выживания», как их тогда называли, депутаты думали о развитии города.  И хотя бюджет неизбежно корректировался, две трети расходов всегда планировали под социальную сферу, и это факт неоспоримый. 

– Какие вопросы находились в центре внимания Думы и администрации в те первые годы работы?

– Те же, что и сегодня – социальная сфера, благоустройство, вопросы ЖКХ, содержание и ремонт муниципального жилого фонда, постоянно пополняемого в то время ведомственным жильем, которое предприятия сбрасывали на баланс города. 

Остро стояла проблема расселения ветхого фонда и очередность бюджетников на получение жилья. Город отвечал за работу десятков ключевых для городского хозяйства муниципальных предприятий и учреждений, районных дирекций единого заказчика. 

Помню, что бюджет на 1994 год Дума приняла только летом, и город жил по смете расходов первое полугодие – теперь это невозможно представить.

Хотел бы подчеркнуть, что вместе с бюджетом депутаты обязательно рассматривали и принимали план социально-экономического развития сначала на последующий год, а затем на трехлетнюю перспективу. При этом массу вопросов приходилось решать буквально в авральном порядке.  

– Вы были председателем Думы четырех созывов, какое время вы считаете самым трудным для депутатов, для города?

–  Затяжной социально-экономический кризис 90-х годов был самым тяжелым испытанием для страны. Многомесячные долги по зарплатам на предприятиях, задержки выплат пенсий, пособий… Депутаты очень хорошо знали реальное положение дел на местах в силу специфики депутатской работы, которая подразумевала не только заседания, обсуж­дения, принятие бюджета и городских целевых программ, но и обязательные приемы избирателей на округе, работу с наказами и обращениями избирателей, встречи в трудовых коллективах, с жителями во дворах.  

– Какие события и решения городской Думы запом­нились вам более всего? 

– Много в Нижнем Новгороде было принято и реализовано хороших и нужных для людей программ, которые отвечали общественным запросам. Все их даже перечислить невозможно.

Большая заслуга депутатов городской Думы первого созыва состоит в том, что в нашем городе – одном из первых в России – была принята комплексная программа «Диабет в городе», которая помогла тысячам больных сахарным диабетом в снабжении инсулином и сахароснижающими лекарствами. Были утверждены муниципальные целевые программы по борьбе с туберкулезом, по экстренной медицинской помощи и программа «Здоровый ребенок». Но наряду с вопросами, требующими первоочередного решения, депутаты и администрация города прекрасно понимали, что нужно думать о развитии города на перспективу, поэтому «НижегородгражданНИИпроект» начал разработку концепции Генерального плана развития Нижнего Новгорода. Он был принят городской Думой второго созыва. 

Для разрешения целого комплекса строительных, транспортных проблем городская Дума приняла правила землепользования и планы комплексной застройки территорий.

– Как вам удавалось подчинять интересы депутатов разных политических взглядов интересам города, сделать их единой командой, чтобы работать на результат?

– Перед принципиальными голосованиями всегда происходили консультации, у председателя Думы собирались совместные совещания с участием главы администрации города и его заместителей. Проходили заседания фракций, на которых принимались решения о консолидированном голосовании. Разногласия снимались, и на Думу, как правило, выносился тщательно выверенный и подготовленный проект. 

С коллегами-депутатами старался выстраивать отношения на основе взаимного уважения и доверия. Да, бывало, что мы спорили, как говорится, и коса на камень находила, но здравый смысл подсказывал, что не надо горячиться, и единственно правильное решение находилось.

Александр Николаев.

Следите за нашими новостями в удобном формате