Взгляд как у Гончарова

Взгляд как у Гончарова

Редакционный автомобиль промчал нас по тихим борским улочкам к неприметному деревянному дому. Дверь открыла пожилая женщина с тростью в руке. Несмотря на 80-летний возраст и проблемы со здоровьем, у Елены Борисовны Федоровой необыкновенно ясный, лучистый взгляд.
— Проходите, проходите! А я боялась, что вы опоздаете. Коль не опоздали, приехали вовремя, тогда поговорю с вами, — хитро улыбается она и приглашает нас в комнату. Любовь к порядку здесь чувствуется во всем. Но главное, что поражает, — количество книг. Сейчас в редком доме встретишь такую библиотеку. Елена Борисовна села за стол так, что за ее спиной на стене оказался старинный портрет мужчины. Наш взгляд быстро перебегал с нее на портрет, с портрета на нее.

— Похожа? Это портрет Ивана Александровича Гончарова.
Просто удивительно, как спустя века черты писателя проявились в его правнучатой племяннице.
Мы не подгадывали специально, но так получилось, что наша с Еленой Борисовной встреча произошла накануне печальной даты. 129 лет тому назад сердце одного из светочей русской литературы, создавшего романы «Обломов» и «Обрыв», перестало биться.

Не хотела сравнений

«Сливки борской интеллигенции», — называет сама себя Елена Борисовна, и сегодня это определение звучит из ее уст с горькой иронией. Потому что с каждым годом в маленьком городке все меньше старой интеллигенции, а большинство образованной молодежи стремится уехать в Нижний Новгород или столицу. Как бывший педагог она в шоке от того невежества и бескультурья, которое все чаще встречается в обществе.
— И слава богу, что наша любимая учительница уже на пенсии и не видит, какие теперь ученики, — со вздохом шепотом говорит бывшая воспитанница правнучатой племянницы Гончарова Ирина Сергеевна Гоголева.
Елена Борисовна сейчас уже и не помнит, как ей сообщили, что великий писатель приходится ее семье родственником по линии родной сестры, Александры Гончаровой.

— Но особенная атмосфера всегда царила у нас дома, — вспоминает она. — Пусть жили небогато, но всегда покупали книги. Могли отказать себе в сладостях, в обновках, но в хорошей книге — никогда. Ну, а я, конечно, не могла себе позволить писать сочинения меньше чем на «5» и делать ошибки. Память о предке обязывала, совестно было.
Кстати, из окружающих мало кто знал о великом родстве Федоровых. Врожденная скромность не позволяла подчеркивать этот почетный факт.
Только когда Елена училась на историческом факультете Ленинградского университета, один из профессоров на экзамене прищурился и спросил:
— Что-то ужасно знакомое в вашем лице… Вам, случаем, кто-то из писателей не родня? Тогда девушка, смутившись, и призналась во всем…
После института Елена Борисовна преподавала историю в борской школе. Почему не литературу, пробовала ли сама писать стихи или прозу, интересуемся мы.

— История меня захватывала с детства. Прослеживать, как одно малое событие переворачивало в итоге судьбу целой страны — это захватывающе, — отвечает она. — А что касается писательства… Ну разве с ним сравнишься? — и с улыбкой она снова показывает на портрет. — Так зачем бумагу пачкать?

Хорошие гены

Еще будучи студенткой, Елена отдала в московский Пушкинский музей фамильные вещи. В ее комнате стояли этажерки необыкновенной красоты, резного красного дерева, в вензелях. А на них — шкатулочки из кости ручной работы. Все эти вещи были почти священны — их касалась рука писателя. Их привез он, вернувшись из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».
— Но нам как-то совестно, что ли, было владеть в одиночку таким сокровищем, — говорит Елена Борисовна.
Настоящим подарком наследнице стал праздник, посвященный 190-летию со дня рождения писателя, который в 2002 году прошел на Бору в клубе песни и романса. В тот год неожиданно в гости к русской родственнице приехали из Франции Элизабет, Клер и Мари — правнучки брата Гончарова Николая.

— Это было великолепно, — вспоминает Елена Борисовна. — Вечер в клубе был пропитан таким французско-гончаровским духом. Читали отрывки из романов Гончарова, говорили о значимости писателя в литературе, его жизни, о смысле понятия «обломовщина», а девочки рассказывали о своей работе во Франции. Кстати, Элизабет и Клер — художницы-реставраторы и работают в Лувре, а Мари — балерина. Видите, какой замечательный творческий интеллигентный заряд несут в себе гончаровские гены…
О характере писателя ходили семейные легенды. Окружающие же находят эти черты и у Елены Борисовны.

— Да, я не люблю крайностей, люблю золотую середину, — говорит наша героиня. — Таким был и Иван Александрович — человеком гармоничным. Никогда не кричал на слуг, на подчиненных, не поднимал руки на человека, но, если замечал небрежность, невежество или подлость, тотчас же указывал на них…

Татьяна ЛАРЦОВА, Людмила МАЛЕЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате