Когда руководитель следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области генерал-лейтенант юстиции Айрат Ахметшин вручал ведомственные награды сотрудникам, имеющим выслугу лет в СК более 10 лет и добросовестно исполняющим служебные обязанности, одной из первых медаль получила капитан юстиции Ольга Журавлева. Сегодня Ольга Юрьевна уже старший следователь первого следственного отделения первого отдела по расследованию особо важных дел, и на ее погонах в два просвета сияют майорские звезды. В управлении за глаза про нее говорят с нескрываемым уважением:
– Дотошная, если уж возьмется за глухаря, обязательно докопается до истины…
Тревожная весна
История началась в селе Ожгибовка Большеандосовского сельсовета Пильнинского района утром
29 апреля 2013 года. Тогда соседи, обеспокоенные тем, что в доме Минеевых с ночи не погасили свет, решили поинтересоваться, не случилось ли чего с престарелой матерью Николая. Старушка жила вдвоем с сыном-пенсионером. Открыли ворота, а там посреди двора на талой земле с клоками прошлогодней травы лежат они, родимые – в неестественных позах, с размозженными головами, в подсохших уже лужах крови.
Конечно, в первую очередь все подумали на Чикина. Никто другой в селе из трех улиц, где жители хорошо знали друг друга, на такое не способен. А вот про него говорили, что он с детства отличался неимоверной жестокостью, душил здешних кошек, резал бродячих собак. Когда подрос, в пьяном угаре мог убить любого, кто попадется под руку. И уже сидел не раз, в частности, по статье «Покушение на убийство». Еще говорили, что службу в армии он проходил где-то на Кавказе и, приняв на грудь, любил хвастаться, как их, срочников, во время Чеченской кампании учили убивать людей.
Говорил, что там же его научили обманывать полиграф, правильно вести себя на допросах…
…На месте преступления не было тогда найдено никаких улик, никаких отпечатков. Прибывшая из райцентра опергруппа надеялась на показания свидетелей, но никто ничего не видел и не слышал. Эксперт-криминалист сосчитал колото-резаные раны на телах убитых и пришел к заключению, что, кроме ножа, орудием служило полено, обнаруженное во дворе со следами крови.
У единственного, со слов соседей, подозреваемого имелось алиби, сожительница подтвердила, что «он был дома». И все же его проверили на полиграфе. Детектор лжи показал, что Чикину вообще ничего не было известно о случившемся. Это он правдоподобно подтвердил и на допросе, не отводя глаз, в упор разглядывая следователя.
С той поры уголовное дело по двойному убийству матери и сына Минеевых несколько раз приостанавливали и возобновляли вновь. Результат оставался нулевым, и на совести пильнинской полиции вызревал здоровенный висяк.
А Чикин тем временем продолжал держать в страхе все село. Нещадно, как и раньше, лупил свою сожительницу, скандалил в сельмаге, угрожая всех порешить, мог запросто придушить котенка, ударить женщину, ребенка...
– Я, когда он напьется, стараюсь из дома не выходить, – рассказывала следователю из области соседка. – Ему человека зарезать, что высморкаться…
Однако, сколько веревочке ни виться, а конец будет. Загремел Чикин снова на зону по 132 статье Уголовного кодекса. Кто не знает, это «Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего». Посягнул на дочку сожительницы. Да и родную малолетнюю дочь эта похотливая сволочь не пощадила – у них с сожительницей был общий ребенок... Тут уж битая супруга выгораживать его не стала, материнский инстинкт взял верх. И выложила все как есть. А заодно и обмолвилась про старое убийство – «это он убил».
– Мы сидели и выпивали, я ему пожаловалась на Николая, он схватил нож и опрометью выскочил из избы…
Чикина вновь вызвали на допрос.
– Она мне мстит за дочек, вот и оговаривает, – парировал убийца.
И опять следователи развели руками: суду свидетельских показаний будет мало.
Командировка в Пильну
Спрашивается, кому и поручить было это гиблое дело, если не майору Журавлевой?
И она засобиралась в Пильну. Но прежде скрупулезно изучила дело. Знала наизусть все подробности, все мелочи, которые, казалось бы, не имели значения. И, как перед входом в самый запутанный лабиринт, понимала: есть много самых разных путей, их, может, сотни, но нужно отыскать тот единственный, который выведет ее на свет. Ходила по селу, выспрашивала, силилась понять, что же за человек этот Чикин?
– Агрессивный, злой, – говорили одни. Приводили примеры из жизни.
– Жестокий, наглый, – вторили другие. И рассказывали в подтвеждение свои истории.
– Настоящий маньяк, не дай бог такому повстречаться в темное время суток, – причитали сельские старухи.
Постепенно вырисовывался его психологический портрет.
– Я многократно прокручивала в голове свои вопросы с его возможными ответами, – вспоминает Ольга Юрьевна. – По опыту знаю, одно неосторожное слово и – может оказаться все насмарку. К тому же он никак не должен видеть, какое колоссальное напряжение я в этот момент испытываю…
Если вы забьете в браузере вопрос: «Как вести себя на допросе?», старый добрый Яндекс вам бесстрастно выдаст инструктаж, лейтмотив которого: «Следователь – враг». И не обязательно проходить учебу в школе разведки, чтобы накрепко усвоить эту позицию. Ольге важно было вызвать подозреваемого на разговор «по душам». О том, как происходил этот невидимый батл, знает только криминалист, присутствующий на допросе и записывающий его на видео.
Но она победила! Слово за слово, подвела его к мысли, что финал неизбежен. Он даже произнес эту фразу:
– Я знаю, что за преступление надо отвечать…
Следователь то подначивала его, то поддерживала, то соглашалась с ним, то решительно опротестовывала – провоцировала, вдохновляла, поощряла, осуждала… Титанические усилия не прошли даром, и он вдруг заговорил. Постепенно пазл начал складываться, ведь рамка для картины ждала этого дня без малого десять лет. Показания Чикина легли в основу обвинительного заключения.
Потом, когда все закончилось, следователь спросила, почему он столько лет отрицал причастность к убийству, а тут вдруг признался. Убийца двоих человек пожал плечами: он не знал.
Пожизненный срок
– Ольга Юрьевна, а как он вел себя во время допросов?
– Спокойно, но дерзко. Когда пыталась что-то уточнить, раздражался, повышал голос. В одну из «доверительных» минут я его спросила: если бы снова оказался на свободе, мог бы опять убить?
От его хладнокровия веяло цинизмом:
– Если бы выпил перед этим… Гарантировать не могу. У меня есть навык…
Из материалов уголовного дела:
«Первоначально уголовное дело было возбуждено следственными органами СК России по Нижегородской области 29 апреля 2013 года по факту обнаружения в доме деревни Ожгибовка Пильнинского района Нижегородской области тел 66-летнего мужчины и 91-летней женщины с признаками насильственной смерти... Расследование двойного убийства представляло особую сложность, обусловленную его совершением в условиях неочевидности, поскольку преступником приняты все возможные меры к сокрытию следов совершенного преступления и своей личности…».
Осенью 2022 года была установлена причастность к совершению данного преступления ранее судимого за особо тяжкие преступления жителя Пильнинского района.
Следствием и судом установлено, 28 апреля 2013 года нетрезвый подсудимый пришел в дом к соседу, проживающему в деревне Ожгибовка, где напал на потерпевшего, нанес ему ножевое ранение в шею и множественные удары поленом по голове. С целью сокрыть совершенное убийство подсудимый нанес матери погибшего, которая стала очевидцем происходящего, множественные удары ножом и деревянным предметом по голове. После чего злоумышленник скрылся с места преступления...».
Из выступления государственного обвинителя в зале суда:
«Работа по расследованию преступлений прошлых лет является одним из приоритетных направлений деятельности следователей Следственного комитета России. Именно таким образом реализуется принцип неотвратимости наказания. Данное преступление удалось раскрыть благодаря активной позиции следователя СК, который выбрал правильную тактику допросов фигуранта, грамотно организовал работу участников следственно-оперативной группы и провел необходимые судебные экспертизы...».
Приговором суда подсудимому назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима. Пожизненный срок за преступление десятилетней давности… Ни один из следователей, с кем довелось разговаривать об этом громком деле, не припомнит подобного прецедента – ни у нас в области, ни в целом по стране.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru.
(Фамилии фигурантов изменены автором в связи с тем, что приговор не вступил в законную силу).