Детский сад, школа, техникум, колледж или вуз. По этим ступеням образования, как правило, проходит каждый человек. Родители хотят, чтобы дети получили прочные знания, были востребованы в профессии, состоялись как полноценные члены нашего общества. В Министерстве просвещения РФ стремятся развивать систему образования с учетом новых реалий. За качество образования отвечают не только учебные заведения. Ответственность также лежит на институтах развития образования. В чем их миссия, какие задачи нужно решать сегодня, чтобы комфортно себя чувствовали все участники образовательного процесса, рассказывает и.о. ректора Нижегородского института развития образования (НИРО) Елена Окунькова.
Задачи расширяются
– Традиционно, основной функцией региональных институтов развития образования было повышение квалификации педагогов и переподготовка кадров для сферы образования. Сейчас эти институты берут на себя более масштабные задачи: например, в НИРО помимо повышения квалификации идет масштабное обучение управленческих команд, в ближайших планах работа со школьными медиацентрами, пиар-службами образовательных организаций, – говорит Елена Александровна.
– В НИРО осуществляется сопровождение множества значимых для региона федеральных проектов, производится аналитическая и методическая работа, осуществляются серьезные процессы по контролю качества образовательной деятельности. Педагог, в нашем понимании, должен иметь все возможности для профессионального роста, и в НИРО есть необходимые траектории от повышения квалификации по отдельному аспекту его работы до подготовки научной диссертации в аспирантуре.
Важная задача НИРО сегодня – организация и методическое сопровождение итоговой аттестации во всех образовательных организациях – единый государственный экзамен, государственный выпускной экзамен, основной государственный экзамен. Также институт отвечает за контрольные и тестовых процедуры, задача которых оценить качество образования посредством мониторинга, всероссийских проверочных работ.
Словом, НИРО сегодня занимается: во-первых, организационно-методической, аналитической работой, в том числе по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, во-вторых, контролирует качество образования и, в-третьих, внедряет современные направления в образовании, такие как информационная безопасность, цифровизация. По сути, для школ наш институт – это главный проводник государственной политики в сфере образования.
– «Цифра» прочно вошла в нашу жизнь, однако родители жалуются, что порой дети зарегистрированы на десятках сайтах, которые им не нужны…
– Это действительно проблема. Мы разрабатываем и осуществляем методическое сопровождение целого ряда информационных систем, в их числе, например, «Моя школа» и «Электронный дневник», которыми пользуется каждый учащийся. Однако количество используемых ресурсов сегодня действительно слишком велико. Задача оптимизировать их количество, объединить все ресурсы в единую «экосистему» так, чтобы было удобно всем участникам образовательного процесса – от сотрудников министерства до детей и родителей.
Сейчас перед нами стоит задача повышения прозрачности системы образования. Формирования удобных и простых механизмов решения проблем всех участников образовательного процесса. В этом может сильно помочь единая платформа: сразу можно было оценить, как идет регистрация детей в детский сад, в школу, есть ли свободные места или их не хватает, есть ли дети с особыми потребностями, которые нуждаются в организации ресурсных классов. Если важная статистика будет формироваться автоматически, то необходимость запрашивать ее по каждому муниципалитету отпадет. Это, в свою очередь, разгрузит учителей и администрацию.
Школа – объединяющий центр
– Как можно повысить качество школьного образования?
– С октября прошлого года НИРО осуществляет функции регионального координатора федерального проекта «Школа Минпросвещения России». По задумке авторов проекта, в идеале такая школа – это центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, представителей разных профессий и социальных групп.
Для достижения такой идеальной модели школе предполагается реализовать разработанную специальную программу развития по одному из выбранных треков. Выбор его основывается на анализе индивидуального профиля школы, определяемого по итогам самодиагностики и описания условий реализации образовательной программы по 8 ключевым характеристикам: здоровье, творчество, профориентация, воспитание, знание, учитель, школьный климат и образовательная среда. Участниками проекта становятся школы, которые прошли самодиагностику на федеральной цифровой платформе. К слову, ее уже выполнили три четверти школ региона. Важно отметить, что в проекте особое внимание уделяется работе с молодыми педагогами. Как это важно, я знаю по собственному опыту.
Окончив Московский педагогический университет (бывший Ленинский), я пришла работать в школу, в которой сама и училась. Мои бывшие преподаватели стали моими наставниками – они помогали преодолевать первые трудности. Мне как молодому педагогу приходилось вести несколько классов, взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами. Это непросто. Хорошее наставничество, желание добиваться высоких результатов позволило спустя три года работы в школе выпустить самое большое число медалистов – ребят, подтвердивших свое право на медаль отличными сочинениями.
– Сегодня школа вновь вплотную занялась воспитанием подрастающего поколения. Как в этом может помочь НИРО?
– Мы стараемся быть на волне этих важных процессов. В рамках Года педагога и наставника в НИРО ведется активная работа с классными руководителями.
25 апреля на базе «Школы 800» состоится форум классных руководителей. На мероприятие приедут ведущие эксперты в области воспитания, амбассадоры федерального форума классных руководителей, опытные практики. Партнером в организации этого мероприятия выступает Нижегородский научно-информационный центр.
В отличие от предыдущих лет форум будет «встроен» в систему подобных мероприятий федерального уровня. Это значит, что решения форума помогут сформировать позицию Нижегородского региона и в федеральной повестке.
Классный руководитель – это тот человек, который должен помогать своим ученикам создавать индивидуальную траекторию развития – культурную, образовательную и внешкольную. Форум затронет такую проблематику, как: воспитание через социокультурное партнерство семья-школа-общество, профилактика профессионального выгорания, классные часы «Разговоры о важном», цифровизация. Коснемся работы с трудными ребятами, детьми с особенностями развития и с их семьями.
Воспитывать своим примером
– В чем суть классного руководства и его главная задача?
– Задача классного руководителя – добиться стабильности в классе, быть центральным, формирующим настоящий коллектив звеном. Классный руководитель не контролер, не кукловод, не нянька. Его миссия транслировать собственным поведением, примером, советами, методическими приемами то, как ребятам вести себя, как они должны взаимодействовать друг с другом. Важно на деле убедить детей, что они единый коллектив и должны быть горой друг за друга. Психологический комфорт в классе работает и на успеваемость. Дети учатся, а не занимаются разрешением конфликтов. Именно поэтому классные руководители, а это, как правило, предметники, с педагогическим образованием, глубоко знающие особенности детской психологии.
Я сама почти 20 лет проработала в школе по совместительству учителем русского языка и литературы. Совместители довольно редко бывают классными руководителями, но однажды ситуация сложилась так, что школа доверила мне эту миссию. Класс был непростой, другие учителя от него отказывались. Это были семиклассники, сильные ребята, но не умеющие себя вести, со слабой дисциплиной. Мне удалось найти с ними общий язык тем, что позволила им быть взрослыми, взять ответственность за взаимодействие друг с другом и с учителями. Конечно, для этого необходимо было заручиться поддержкой коллег и родителей, и к 9 классу мои ребята стали одним из лучших классов параллели.
– Какой должна быть современная школа?
– Для современной школы очень важна открытость, преодоление существующей изолированности. Сейчас много решают муниципалитеты. С одной стороны, это хорошо, но, в то же время, школа должна быть более тесно встроена в региональную и общероссийскую систему образования. Это необходимо как для более тесного методического взаимодействия, так и с точки зрения общей организации образовательного процесса, сохранения преемственности между школой и вузом.
Из досье «НН»
Елена Окунькова, кандидат филологических наук, доцент; 20 лет проработала в школе по совместительству, занимала должность декана факультета маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; эксперт Рособрнадзора.
Беседовала Александра Махлина.