Уже до конца текущего года в Нижний Новгород, по словам директора Центра развития транспортных систем Артема Бафанова, поставят 113 электробусов. Они будут работать на семи маршрутах в Автозаводском и Ленинском районах, а также на четырех маршрутах в нагорной части областного центра.
Дойдут до окраин.
Планируется, что их заменят на таких троллейбусных маршрутах, как № 2, 4, 9, 12, 13, 31, 17, 23 и других. Троллейбусный маршрут № 17 будет продлен до микрорайона «Цветы» как раз благодаря поставкам электробусов. А на участке от площади Свободы до площади Минина и Пожарского уберут провода в соответствии с проектом «Чистое небо». Маршрут № 9 продлят до жилого комплекса «Новая Кузнечиха». А маршрут № 2 предполагается пустить через улицы Патриотов и Минеева. На маршруте № 4 электробусы позволят охватить жилой комплекс «Торпедо», улицу Мончегорскую, поселок Мостоотряд.
В итоге протяженность маршрутной сети в верхней части Нижнего Новгорода увеличится на 63,5 км и «дотянется» до Кузнечихи и Новинок. В первое депо, которое располагается в Советском районе, планируется передать 62 электробуса. А также смонтировать 31 зарядную станцию. В третье депо, которое обслуживает Автозаводский и Ленинский районы, поставят 51 электробус и 26 зарядных станций. По словам Артема Бафанова, зарядки будут, как ночные, так и по ходу маршрута. В итоге протяженность маршрутной сети увеличится на 79,1 км.
– Мы сейчас говорим об оптимизации, о том, что возникла необходимость в увеличении маршрутной сети, – объяснил Артем Бафанов на пресс-конференции, которая прошла в Нижегородском областном информационном центре. – Маршрутная сеть – это живой организм, который требует постоянного анализа и корректировки. К нам до сих пор не перестают поступать обращения нижегородцев об изменении маршрутной сети.
Поэтому, по его словам, если говорить о троллейбусе, то быстрых изменений ждать невозможно. Троллейбус привязан к контактной сети и инфраструктуре. А, например, жилой комплекс «Торпедо» сейчас не охвачен транспортом и троллейбус нужно продлевать, что очень затратно. Лучше, если туда будет ходить электробус.
Мировая тенденция.
Как отметил председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного Собрания Нижегородской области Владимир Солдатенков, троллейбусные сети прокладывались в 50-е,
60-е, 70-е годы и в настоящее время их нужно менять. Но, если раньше на ГАЗе работало 90 тысяч человек, то сейчас значительно меньше. Создаются новые места работы, электробус позволит скорректировать потоки в соответствии с новыми задачами.
Однако троллейбусы в Нижнем Новгороде останутся. Те, которые еще не выработали свой срок, будут ходить по маршрутам в Сормовском районе. В итоге 60 единиц транспорта будут работать на пяти маршрутах.
Положительные изменения ждут трамвайную сеть. Еще в 2022 году в рамках транспортной реформы правительство Нижегородской области заключило концессионное соглашение по модернизации трамвайной инфраструктуры. В настоящее время часть работ по замене трамвайных путей на улице Коминтерна завершена, а на проспекте Гагарина уже ведутся. Основные участки планируется реконструировать до середины 2024 года. А в течение пяти лет – закупить 170 новых современных трамваев «МиНиН», изготовленных на совместном российско-белорусском предприятии в Ворсме. Это покроет все потребности областного центра.
Директор Центра транспортного планирования, к.г.наук Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР Павел Зюзин считает, что выбор, который делает Нижний Новгород в пользу электротранспорта, правильный. Такая тенденция существует во всех крупных городах мира. А если есть возможность войти в федеральную программу, то ею нужно воспользоваться.
– Закупка большого количества электротранспорта позволит насытить город комфортабельным подвижным составом и оказывать качественный сервис на маршрутах, – считает эксперт.
По словам директора центра исследований «Умного города» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, члена экспертного совета Минтранса РФ Константина Трофименко, преимущество Нижнего Новгорода – в развитии всех видов общественного транспорта. Это дает возможность участвовать в таких федеральных программах, которые связаны с обновлением инфраструктуры и подвижного состава городского транспорта.
– Учитывая высокую степень износа инфраструктуры и подвижного состава троллейбусного парка в Нижнем Новгороде, глупо не использовать возможность закупить на замену троллейбусам электробусы, особенно для тех районов, где ведется активное жилищное строительство и нужно продлять имеющиеся маршруты, – считает Константин Трофименко.
По мнению участников пресс-конференции, новый вид транспорта позволит сделать его доступным для жителей микрорайонов, где не построена контактная сеть. Это еще один шаг к повышению комфорта, экологичности и экономичности общественного транспорта.
Цифры.
Нижегородская область получит в 2023 году 10 млрд 360 млн рублей из федерального бюджета на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта. На 2024 год в бюджет региона закладывается на эти цели еще около 5,7 млрд рублей, на 2025 год – около 3,9 млрд рублей.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.