«...Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом... Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове...».
Палочка-выручалочка.
Жертве Раскольникова на тот момент было «около шестидесяти». В середине XIX века женщины раньше выходили замуж, раньше рожали детей, раньше старели и умирали. Так что старуха-процентщица Достоевского была практически ровесницей той, которая стала жертвой нео-Раскольникова в наши дни. Да и сам убивец был несколько постарше. Если студенту тогда стукнуло 23, то фигурант уголовного дела, возбужденного по факту убийства в Перевозском районе, накануне отметил свое 36-летие. Однако фабула этого дела у всех, кто с ним знакомился, вызывала однозначно ассоциацию с сюжетом романа «Преступление и наказание» об убийстве старухи-процентщицы.
Никто не знает, под проценты ли давала в долг наша пенсионерка или по доброте душевной под честное слово, но тем, у кого случалась нужда, она, говорят, никогда не отказывала. Едва ли Виктору, назовем его так, нечего было есть, как петербургскому студенту и нечем за квартиру платить. Со своей гражданской женой он проживал в собственном доме, имел в собственности автомобиль, да и холодильник вроде никогда не пустовал… Зачем ему понадобились деньги в тот злополучный понедельник, он так и не сказал. Только на ум приходит сказанная кем-то из следователей афористичная фраза: «Даже если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец». На что надеется преступник, совершающий преступление? Неужели на то же «авось»? Авось, не поймают?
Впрочем, у следствия была другая задача – найти доказательства его вины.
– Ранее к пенсионерке занять денег в долг отправилась его сожительница, – рассказывает следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Нижегородской области, майор юстиции Ярослав Лазарев. – Та ей отказала…
А уж как пыталась улестить старушку:
– Ты для нас палочка-выручалочка, что бы мы без тебя делали...
Почему отказала, тоже теперь уже никто не узнает. Может, денег не было, а может, чем-то не нравилась ей эта семья. В деревне ведь не любят незаконные браки, а погибшая была женщиной набожной.
Сколько стоит жизнь?
Поистине не стоит искать причины конкретного преступления – его семена рассеяны повсюду. Не бывает случайных преступлений. Взрослый дееспособный мужчина обычно знает, что делает. И отправляясь в чужой дом за деньгами, полагая, что хозяйка уже легла спать, Виктор осознанно шел на преступление.
Из материалов уголовного дела:
«Следствием и судом установлено, что 11 октября 2021 года в вечернее время подсудимый тайно проник в дом, расположенный в деревне Чергать Перевозского района, где проживала 82-летняя пенсионерка, которая накануне отказалась его сожительнице дать денег в долг… Дождавшись, когда хозяйка уснет, он проследовал в комнату, с целью завладения ее денежными средствами напал на потерпевшую, избил ее. Затем он продолжил искать находящиеся, в чем он был уверен, в доме деньги и какое-либо ценное имущество, однако ничего не обнаружил и не похитил... после чего он задушил потерпевшую...».
За сколько рублей он вознамерился лишить человека жизни, Виктор не думал. Но в итоге получилось – ни за сколько. Свидетелей не было. Здесь все вспоминали сестру Алены Ивановны Лизавету, которую Родион Раскольников убил, дабы избавиться от свидетеля… Но здесь надо было уничтожать улики. Насмотревшись по телевизору детективов, Виктор знал и про отпечатки пальцев, и про потожировые следы… Знал и то, что огонь уничтожит все следы. И щелкнул зажигалкой.
Дом, в котором до того понедельника жила одинокая пенсионерка, сгорел дотла, вместе с хозяйкой. В результате пожара, как потом докладывал сотрудник МЧС, «огнем был полностью уничтожен жилой дом, чем причинен ущерб собственнику на сумму свыше 1 миллиона 170 тысяч рублей».
«Собственника», как и полагается по православному обычаю, похоронили на третий день.
Глубокий дол.
Деревня Чергать – мордовское поселение, основанное аж в середине XVI века. Название произошло от мордовского слова «чергом», что в переводе на русский язык означает «глубокий дол». Чергать находится неподалеку от излучины реки Пьяны, красивые места – жить бы да жить...
– Собранные доказательства положены в основу обвинительного приговора 36-летнему гражданину, – говорит далее Ярослав Валерьевич. – Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных тремя статьями Уголовного кодекса РФ («Разбойное нападение», «Убийство лица, находящегося в беспомощном состоянии, сопряженное с разбоем» и «Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога».
«Авось» опять не проскочило: жестокого убийцу и поджигателя взяли уже на следующий день. Как пел в известной кинопесенке будущий Штирлиц, «от людей на деревне не спрятаться». Подлость, как свойство личности, распространяется на все деяния этой личности, не только конкретный поступок. Поначалу Виктор пытался свалить всю вину на свою сожительницу. Но, в конце концов, под грузом улик был вынужден сознаться и во время следственного эксперимента в деталях показал, как все происходило. Дело было передано в суд, и на минувшей неделе судья огласил приговор.
«Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя. Все странные и особенные обстоятельства дела были приняты во внимание. Болезненное и бедственное состояние преступника до совершения преступления не подвергалось ни малейшему сомнению. То, что он не воспользовался ограбленным, зачтено частию за действие пробудившегося раскаяния, частию за несовершенно здравое состояние умственных способностей во время совершения преступления», – это из романа Достоевского.
«Подсудимому назначено наказание в виде 21 года лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима», – это из приговора Нижегородского областного суда.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru.