Модернизация российского образования, которая длится уже с десяток лет, привела к необходимости изменений в законодательстве. Новый закон «Об образовании» должен быть введен уже в конце этого года, но депутаты Государственной думы поговаривают о переносе срока. Иначе закон будет принят так и не обсужденным широкой общественностью, времени на это не хватит.
Нужна публичная дискуссия
Президент России поручил Министерству образования и науки провести общественное обсуждение законопроекта по примеру публичной дискуссии на тему Закона «О полиции».
Дмитрий Медведев также согласился с предложением создать комиссию, которая координировала бы эту работу. По его мнению, ее мог бы возглавить советник президента Вениамин Яковлев.
Не дожидаясь официального старта обсуждения, наши читатели начали обращаться в газету со своими наблюдениями и предложениями, касающимися образования в стране. Вступил в дискуссию о законе «Об образовании», учитель географии, нижегородец Станислав Красильников.
Дать возможность подработать
Опытного педагога волнует застарелая проблема — зарплата многих уважаемых, достойных учителей, не один год проработавших в системе образования, все еще очень мала. Он уверен, что те цифры, которые слышатся в отчетных докладах, например, что средняя зарплата нижегородского учителя 11 — 12 тысяч, конечно могут и быть верными. Но они — как средняя температура больных в отделении больницы.
— Директор школы, может быть, и зарабатывает 40 — 50 тысяч, а вот учитель этой же начальной школы — гораздо меньше. Надо четко и по справедливости пересмотреть зарплату учителей, дав им возможность подработать, — говорит Станислав Борисович.
Как выяснилось, сегодня при своих 14 часах в неделю, проводя в школе круглый день, этот немолодой уже педагог зарабатывает за месяц 3 тысячи 800 рублей. Вот и зови после этого в школу работать мужчин! Его работа в школе укладывается в три рабочих дня с 6 часами «окон». В школе областного центра, где он трудится, в десятый класс объединили 36 ребят. — Если бы руководители школы разделили эту неимоверно большую группу надвое, то и зарабатывать я мог бы больше, жалуется педагог. Но договориться с директором не может.
Пополам не делится?
— По Закону «Об образовании» в классе должно быть не более 25 человек, — утверждает он.
Но директор, с которым мы связались по телефону, считает, что закон все же предусматривает и большее количество учащихся. Конечно, если им созданы нужные условия. Выяснить, почему же класс невозможно разделить, нашему корреспонденту так и не удалось. Ответ, что во многих школах наполняемость классов также велика и только эту школу склоняют повсюду, конечно нельзя считать удовлетворительным.
Учителя сравнивают свою заработную плату сегодня с той, которая была два десятка лет назад. Сравнивают с московским учительством, зарабатывающим в месяц по 40 тысяч рублей.
— Учитель раньше мог одеться не хуже учеников, нормально кормить семью. Система была проста: ставка, плюс стаж, плюс деньги за классное руководство и методлитературу. И мы получали не ниже чиновника мэрии. Ставок могло быть несколько, и учитель не бедствовал. Новая система финансирования зарплаты породила немало вопросов у педагогов, которых они порой стыдятся или боятся задавать. «Но если эту проблему не рассматривать, — считает Станислав Красильников,-то мы быстро потеряем в школе
— Странное предложение министра образования Андрея Фурсенко сократить количество учителей в школах и перепрофилировать их в воспитателей осуществимо тоже только в том случае, если педагогам будут больше платить. В детский сад на еще меньшую ставку воспитателя они не пойдут. При этом истинное кощунство — опытного предметника, например математика или физика, отправлять учить дошкольников.
Вера АРКАДЬЕВА.