Менее 32 процентов избирателей пришли на выборы 10 октября 2010 года в Нижнем Новгороде. Это на 5,28 процента меньше, чем на предыдущих выборах 2005 года. По признанию председателя избирательной комиссии Нижегородской области Станислава Бисина, борьба между кандидатами была бескомпромиссная, а сама предвыборная кампания — скандальная.
Как и ожидалось, в Нижнем Новгороде лидирует отделение партии «Единая Россия», набравшее 58,42 процента (данные на 9.09 11 октября). Нижегородское региональное отделение КПРФ набрало 16,13 процента, НРО партии «Справедливая Россия» — 14,46, НРО ЛДПР — 5,74, Нижегородское отделение Всероссийской политической партии «Правое дело» — 2. Таким образом, последняя партия, не набрав необходимый пятипроцентный барьер, не получит ни одного места в думе Нижнего V созыва.
В ходе воскресных выборов 28 кандидатов в депутаты прошли в думу Нижнего Новгорода по одномандатным округам. Причем большинство из них хорошо известны нижегородцам по нынешнему, IV созыву. Часть из оставшихся фамилий также у жителей областного центра давно на слуху.
Имена еще 14 парламентариев от партийных списков назовут в ближайшие дни. И по спискам единороссы в гордуме Нижнего получат 9 дополнительные мест, коммунисты и «справедливороссы» — по два, либеральные демократы — одно.
Для многих стали сенсацией результаты выборов мэра Дзержинска, где избиратели оказались активнее, чем в областном центре. Средняя явка в городе химиков составила 42,42 процента.
Ныне действующий глава города Виктор Портнов, набрав 22,01 процента голосов, даже не прошел во второй тур. Его обошли заместитель председателя комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Сопин (25,93 процента голосов) и руководитель одного из дзержинских предприятий Галина Савченкова (26,45 процента). Последние двое, кстати, представители партии «Единая Россия» и будут бороться за кресло мэра Дзержинска во втором туре. По закону он должен состояться в первое воскресенье через 14 дней со дня определения результатов первого тура.
Расклад в голосовании за партии в городе химиков таков: «Единая Россия» набрала 32,62 процента, КПРФ — 25,74, «Справедливая Россия» — 21,37, ЛДПР — 9,65, «Правое дело» — 4,9.
Кроме того, 10 октября проходили выборы депутатов еще в семи районах Нижегородской области. Так, выбирали парламентариев в земские собрания Лукояновского и Арзамасского районов, городскую думу Богородска, сельские Советы Большеболдинского, Варнавинского, Вознесенского и Сосновского районов.
Нельзя сказать, что выборы везде прошли гладко.
Так, в Нижнем Новгороде 10 845 бюллетеней для голосования по партспискам и 16 639 для голосования по округам признаны недействительными (в 2005 году в первом случае нижегородцы попортили 14 098 анкет).
— В них избиратели ставили либо больше одной отметки, либо совсем ничего не ставили, — рассказали «НН» в избирательной комиссии Нижегородской области.
— Почему я должна голосовать за того, кто пять лет сидел в думе и ничего не делал, а за несколько дней до выборов натыкал по своему округу как грибы несколько детских площадок? — негодовала одна жительница. — При этом в качестве альтернативы к нему в бюллетене предлагались три абсолютно неизвестных статиста, которые за всю предвыборную кампанию ни разу не напомнили о себе избирателям. При таком раскладе лично меня выбора лишили.
Неприятно удивлены были и жители центра Нижнего, где впервые использовались электронные урны для автоматического подсчета голосов.
— Вставлять бюллетень в такую урну нужно было текстом вверх! В результате любой желающий мог увидеть, за кого проголосовал избиратель. Так разве можно говорить о тайном голосовании? — удивился избиратель из Нижегородского района областного центра.
Елизавета КОРШУЛЬ.